Во избежание сложности в общении с юристами подскажем на примерах из практики, как облегчить формирование единого информационного поля,
а также какая подготовка и обратная связь очень помогут как на подготовительных этапах, так и в процессе дела.
1. Информационная записка
Существует такая записка, которую предлагают заполнить клиентам в свободной форме для того, чтобы у юриста было понимание, что конкретно хотят от юридической компании, от специалиста. И впоследствии не было удивления, что не о том шла речь, не так были поняты. Специалист не может по своему разумению составлять иск, претензию, договор (кроме типового), ведь каждый случай индивидуален, хотя имеет схожие черты с аналогичными делами.
2. Переписка, скрины, видео и голосовые
В цифровом веке появляется больше возможностей в плане доказательной базы, которая помогает фиксировать договорные взаимоотношения и впоследствии отстоять свои права, если что-то пошло не так. Верховный суд не раз уже разъяснял, что в каждом судебном деле суды обязаны отдельно рассмотреть вопрос, когда можно учитывать скриншоты как доказательства, а когда нет (п.43 ПП ВС от 01.06.2023г. №15, п.55 ПП ВС РФ от 23.04.2019 г. №10, п.66 ПП ВС от 15.11.2022 г. №33). Многие юристы, суды и клиенты до сих пор уверены, что такие формы доказательств стоит нотариально заверять, хотя не обязательно. Наше мнение - все же лучше заверить, но, к примеру если переписка нашлась недавно (например, хранилась в облаке, а на самом телефоне была удалена), то к распечатке необходимо предоставить оригинал для сверки. Да, порой суд, апелляция, кассация может не принять их как доказательство, такие случаи были. Верховный суд же, в свою очередь, удивляется таким моментам и не считает нотариальное заверение скриншотов обязательным условием.
3. Время
Многие клиенты сетуют, что юрист длительное время подготавливает «простой», с точки зрения клиента, документ, который составлял уже не раз. Напомним, что есть похожие случаи, аналогичные, но каждое дело и запрос уникален. Поэтому очень часто нам приходится ждать документы для составления иска, претензии, оформления юр. лица.
Например, клиент был не доволен, что мы долго оформляем документы для ООО, хотя мы три недели ждали от него: юридический адрес, название ООО, сумму уставного капитала, род деятельности для ОКВЭД.
Или, составляли иск на место проживание ребенка с родителем, клиент не имел на руках (просто не получал) свидетельства о расторжении брака, нет регистрации у ребенка, нет данных второй стороны. То есть, «рыбу» документа сделать можно, однако потом начинаются упреки, что клиенту самому пришлось заполнить пункты, которые он не предоставил, а значит, мы просто нажились за «ничего» невыполненное по договору.
4. Самостоятельный выезд в суд
В суде редкий человек самостоятельно представляет свои интересы в правильном ключе. Часто самостоятельная защита приводит к плачевным результатам по причинам заинтересованности в решении вопроса и излишней эмоциональной реакции. Также, часто составленный иск и стратегию клиент не читает, что приводит к отрицательному результату и, как правило, упрекам в сторону юриста.
Лучше нанимайте юриста на представление, поскольку юрист эмоционально не привязан к делу, сух, лаконичен и знает как его вести.
5. Юрист специалист и человек
Не редки случаи, когда клиент после заключения и оплаты договора, начинает чуть ли не каждый день названивать, а то и по нескольку раз на дню, интересуясь, как идет ход дела. Просим учесть, что обычно у специалиста от 10 до 35 дел одновременно, он не может кого-то записать в «любимчики», чтобы бросить все силы только на кого-то одного. Судебный процесс - дело не быстрое, поэтому стоит дождаться, когда появится дата заседания, своевременно предоставлять дополнительные материалы, которые запрашивает Ваш представитель.
Также, юрист - тоже человек, и у нас есть личное время для отдыха, досуга, семьи и лучше выяснять вопросы в указанное рабочее время. Да, есть форс мажор, срочные вопросы и на них, как правило, оперативно отвечают, но в рамках дела.
Как и в любом взаимодействии, есть несколько сторон, которые выполняют взятые на себя обязательства и функции, и только при совместном движении в сторону выбранного направления, согласованности возможен результат.
Мы уважаем наших клиентов, так же просим проявить уважение и понимание к нашей работе. Спасибо!
Подписывайтесь на канал - не пропустите все самое интересное!
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ - получить консультацию
Наш сайт | Телефон | WHAT's APP | Телеграм