Наследственные дела кажутся простыми: человек умирает, а его ближайшие родственники обращаются к нотариусу, чтобы поделить имущество умершего. Однако в реальности всё может быть гораздо сложнее.
В этой статье я хочу поделиться шестью историями, которые произошли в жизни людей, столкнувшихся с трудностями при получении наследства. Некоторым из них пришлось отстаивать свои права в суде.
Как жена надеялась получить всю квартиру, а в итоге ей досталась только её половина.
Супруги приобрели квартиру. После смерти мужа его дочь от первого брака предъявила права на часть этой квартиры.
Вдова обратилась в суд, требуя исключить квартиру из наследства. Она утверждала, что они купили недвижимость на деньги от продажи её личной квартиры и на средства, которые ей одолжил брат. По мнению женщины, квартира принадлежит только ей и не должна считаться совместно нажитым имуществом.
Суд отказал в иске. Дочь мужчины от первого брака сможет унаследовать часть квартиры.
Имущество супругов бывает личным и совместно нажитым. Личное — это то, что принадлежало кому-то из супругов до брака, или то, что получено в браке по безвозмездным сделкам, например, в наследство, в дар или по приватизации.
Суд установил, что спорную квартиру купили за 3 264 000 ₽. Женщина внесла 333 000 ₽, а остальную сумму супруги оплатили кредитными деньгами. Доказательств того, что женщина купила квартиру на личные деньги, не было.
Чтобы избежать проблем в случае смерти супруга, лучше ещё при жизни составить завещание или прописать в брачном договоре, кому какое имущество будет принадлежать, если одного из супругов не станет.
Как наследник претендовал на выделенную ему долю, но получил только её часть.
У женщины была однокомнатная квартира, которую она завещала своей дочери. После её смерти её муж, не являвшийся отцом дочери, потребовал выделить ему обязательную долю в этой квартире. Как пенсионер, он имел на это право. В результате дочери вместо целой квартиры досталось только 3/4.
Девушка обратилась в суд и потребовала уменьшить долю вдовца в квартире до 1/6. Оказалось, что во время брака супруги приобрели ещё одну квартиру, которая по брачному договору стала собственностью мужчины. Её он сразу продал. Кроме того, у него были ещё две личные квартиры.
У девушки была только эта однокомнатная квартира, которую она получила по завещанию от матери. Она жила в ней вместе с ребёнком, и больше им жить было негде. Полноценно пользоваться жильём, когда в собственности у постороннего мужчины есть такая большая доля в этой квартире, было бы сложно.
Что решил суд? Суд удовлетворил иск и уменьшил долю вдовца в квартире до 1/6, а долю дочери увеличил до 5/6.
Почему так? Действительно, вдовец имел право на обязательную долю в квартире. Однако у него было другое жильё, а свою 1/4 доли квартиры он планировал продать и даже направил предложение о покупке дочери.
Цель правила об обязательной доле в наследстве — обеспечить материально нуждающихся в помощи наследников по закону, таких как несовершеннолетние дети или инвалиды. Для этого свобода завещания ограничена: даже если обязательного наследника в завещании не упомянули, он всё равно получит половину того, что было бы ему положено по закону.
Однако в данном деле, если бы за мужчиной сохранилось право на обязательную долю, наследница по завещанию не смогла бы полноценно пользоваться квартирой. Мужчина не планировал жить в этой квартире, он и без неё был обеспечен жильём. Поэтому суд решил, что у мужчины не было особой нужды в этой доле.
Итак, обязательную долю в наследстве могут уменьшить, если имеются доказательства того, что наследник по закону не нуждается в этой доле.
Как женщина планировала получить квартиру по договору, который был оспорен.
Когда отец умер, его дочь обратилась к нотариусу, чтобы принять наследство в виде доли в квартире. Однако нотариус сообщил ей, что жена отца предоставила брачный договор, согласно которому часть квартиры, принадлежавшая мужу, стала собственностью жены.
Оказалось, что наследовать дочери было нечего: после смерти отца квартира перешла в собственность его жены согласно брачному договору.
Дочь обратилась в суд с требованием признать брачный договор недействительным и включить долю отца в наследственную массу. Она объяснила свои требования тем, что на момент заключения брачного договора её отец страдал слабоумием, злоупотреблял алкоголем и не мог понимать, что подписывает.
Суд удовлетворил иск и признал брачный договор недействительным. Спорную долю в квартире суд включил в состав наследственного имущества.
Суд назначил посмертную судебно-психиатрическую экспертизу в отношении отца. Экспертиза подтвердила, что у него была деменция, из-за чего он не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
Если гражданин формально является дееспособным, но в момент совершения сделки находится в состоянии, в котором не понимает значение своих действий, суд может признать такую сделку недействительной. Это может произойти как по иску самого гражданина, так и других людей, если их права были нарушены в результате этой сделки.
Суд учел выводы эксперта и установил, что брачный договор был заключён с пороком воли: в тот момент супруг мог не понимать, что делает.
Когда заключают брачный договор или составляют завещание, гражданин должен быть дееспособен. Однако нотариус не всегда может на глаз определить, есть ли у человека психическое заболевание.
У наследников нет гарантированного способа подстраховаться, ведь брачный договор заключают супруги, которые знакомы, и ни у кого не возникнет необходимости требовать справку. Однако через суд можно признать недействительным такой договор даже после смерти наследодателя.
Дочь должна была унаследовать квартиру по завещанию, но ничего не получила.
После смерти отца его дочь узнала, что он подарил свою квартиру новой жене. Из-за этого квартира не была включена в состав наследства.
Дочь обратилась в суд, чтобы оспорить договор дарения и признать жену отца недостойным наследником. Она полагала, что отец не хотел дарить квартиру, а его к этому вынудила жена.
Однако суд отказал в удовлетворении иска.
Оказалось, что квартира фактически принадлежала обоим супругам, но была оформлена на жену. Позже они распределили доли в этой квартире, и мужчина подарил свою долю жене.
Отец действительно написал завещание, по которому после его смерти квартира переходила к дочери. Однако единственным, кто обратился к нотариусу для открытия наследственного дела, оказалась его жена. Получается, дочь знала, что квартира не входит в наследственную массу и что отец передал её жене.
В суд она обратилась только через три года после смерти отца и потребовала признать договор дарения недействительным. Однако она пропустила срок исковой давности, поэтому ей отказали.
В итоге в состав наследства входит только то имущество, которым гражданин владел на момент смерти. Даже если конкретное имущество будет указано в завещании, но на момент смерти оно будет выбыло из собственности наследодателя, оно уже не будет включено в наследственную массу.
Как наследники вместе с квартирой получили еще и долги
Женщина взяла кредит, но вскоре перестала его выплачивать. К сожалению, она скончалась, не успев расплатиться с банком. Она не оформляла страхование жизни заемщика, поэтому её долг перед банком остался непогашенным.
Наследники женщины получили в наследство её квартиру. Они направили в банк письмо, в котором сообщили о смерти заёмщицы и посчитали, что вопрос о выплате её долга закрыт. Однако банк обратился в суд и потребовал от наследников погасить задолженность.
Суд удовлетворил иск банка. Это значит, что наследники, которые приняли наследство, должны отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества.
Из этой истории можно сделать вывод, что иногда стоит внимательно присмотреться к наследуемому имуществу и подумать, стоит ли его принимать. Возможно, у наследодателя было так много проблем, что лучше отказаться от наследства.
Как сын рассчитывал на квартиру матери, а жилье ушло за долги
У мужчины умерла мать, и он захотел получить свидетельство о праве на наследство в отношении квартиры. Однако нотариус отказал ему в выдаче этого документа.
Оказалось, что у квартиры, на которую претендовал мужчина, была непростая история. В 2008 году женщина взяла кредит под залог этой квартиры, но не смогла его выплатить. В 2013 году квартиру арестовали и обратили на неё взыскание. Три года, до смерти женщины в 2016 году, Росимущество пыталось продать её на торгах.
В конце 2015 года право на квартиру было передано другому мужчине в счёт погашения долга. Он начал оформлять право собственности на квартиру, и для этого арест с неё сняли. В начале 2016 года скончалась мать истца — прежняя владелица квартиры. Сын попытался получить квартиру в наследство, но нотариус отказал ему.
Мужчина обратился в суд с требованием обязать нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство. Однако суд в иске отказал.
Почему так? Сын обратился к нотариусу только в августе 2020 года, хотя его мать скончалась в 2016 году. К этому моменту право собственности на квартиру уже перешло к другому владельцу. Всё это время квартира находилась на реализации, поэтому наследники не имели на неё права.
В итоге право собственности на квартиру перешло к правопреемнику взыскателя, который погасил долг женщины. Право собственности нового взыскателя зарегистрировано в соответствии с законом. Отказ нотариуса выдать истцу свидетельство о праве на наследство был правильным, так как квартира уже перешла к другому собственнику.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!