Найти в Дзене
ЛАССАРД

Лазеры в авиастроении

Оглавление

Мы уже рассказывали, как лазеры меняют автомобильную промышленность. Сегодня обсудим, как они уже используются для производства самолетов.

Почему нужно наращивать объемы производства в авиапромышленности?

В 2019 году в секторе гражданского авиастроения (самолеты, вертолеты, запасные детали и авиационные двигатели) было задействовано 400 000 работников, а доход составлял 130 млрд. евро. Во время пандемии не пострадали космические программы, а вот производство гражданских самолетов все еще продолжает восстанавливаться.

В отчете «Планирование неопределенности в коммерческой аэрокосмической отрасли», опубликованном в феврале 2023 года, компания McKinsey сообщила задержке производства 9400 пассажирских самолетов, которые планировалось построить до конца 2027 года. Устранение отставания и отслеживание спроса возможно при повышении производительности и снижении издержек — ключевую роль в этом может сыграть применение лазерных технологий.

Посмотрим, как именно применяют разные способы лазерной обработки в авиастроении.

Лазерная резка

Лазерная резка — это быстрый и точный процесс с меньшим количеством отходов и постобработки. Оборудование требует минимального обслуживания и легко перенастраивается.

С помощью лазеров вырезают детали для крепления крыльев, детали оснастки и многого другого. Лазерная резка подходит для небольших деталей (графитовых прокладок и титановых коллекторов воздуховодов), более крупных деталей (выхлопных конусов).

Лопатки газотурбинных двигателей ОДК теперь вырезают на пятикоординатном лазерном станке ЛАССАРД
Лопатки газотурбинных двигателей ОДК теперь вырезают на пятикоординатном лазерном станке ЛАССАРД

Подробнее о кейсе ОДК — на сайте ЛАССАРД.

Лазерная сварка

Лазерная сварка применяется как альтернативный метод соединения — там, где раньше могло использоваться склеивание и механическое крепление. Лазером сваривают легкие алюминиевые сплавы и полимерные материалы, армированные углеродным волокном — это позволяет отказаться от клепки при изготовлении корпуса самолета.

Роботизированная лазерная сварка фюзеляжа
Роботизированная лазерная сварка фюзеляжа

Лазерная сварка в режиме широкого луча (wobbling) успешно применяется при соединении частей топливных баков — при этом способе соединения обеспечивается повышенная прочность и не требуется обработка швов, а это существенная экономия. Помимо этого, с помощью лазерной сварки соединяют литые сердечники лопаток турбин с накладками, создают облегченные модели закрылков. Благодаря улучшениям конструкции повышается ламинарность воздушного потока, снижается сопротивление и расход топлива.

Лазерная очистка

Производители используют лазерную очистку

  • для удаления слоев с поверхностей металлов и композитов в процессе подготовки к последующей обработке
  • для удаления коррозии
  • для снятия краски с крупных деталей для обновления слоя краски.
До и после: лазерная очистка поверхности лопатки турбины от следов высокотемпературной коррозии
До и после: лазерная очистка поверхности лопатки турбины от следов высокотемпературной коррозии

В связи с широким внедрением композитных материалов возникает необходимость склеивать их с металлами. Для создания прочного соединения обе поверхности должны быть тщательно подготовлены перед нанесением клея. Традиционно для подготовки применяли агрессивные методы: струйная обработка или несколько этапов химической. Лазерная очистка позволяет подготовить детали за один подход и щадяще воздействует на обрабатываемые заготовки.

Интересный факт. За время эксплуатации самолет перекрашивают 4-5 раз. Удаление старого слоя краски традиционными методами занимает больше недели — лазерная очистка сокращает это время до 3-4 дней в зависимости от размера самолета.

Лазерное упрочнение

На заводах по техническому обслуживанию и ремонту Airbus недавно прошла испытания установка лазерного упрочнения — ее собираются применять для упрочнения лопастей двигателей. По сравнению с традиционными процессами лазерная наклепка продлевает срок службы металлических деталей в 10–15 раз, но для упрочнения лопастей ранее не использовалась. Мы подробно писали о ней недавно в статье о лазерном упрочнении.

Лазерная обработка предотвращает поломку лопаток двигателя
Лазерная обработка предотвращает поломку лопаток двигателя

Лазерное сверление

Современные авиационные двигатели содержат около 500 000 отверстий — это на два порядка больше, чем двигатели 1980-х. Отверстия нужны и во множестве других деталей: для заклепочных и винтовых соединений. Поэтому для авиации лазерное сверление полезно благодаря точности, повторяемости, скорости и экономической эффективности.

Лазерное сверление и профилирование охлаждающих отверстий в лопатке газотурбинного двигателя
Лазерное сверление и профилирование охлаждающих отверстий в лопатке газотурбинного двигателя

Так, фемтосекундные лазерные системы внедряют для микросверления отверстий в больших титановых панелях HLFC (гибридное управление ламинарным потоком), предназначенных для установки на крылья или хвостовые стабилизаторы. Эти панели снижают расход топлива: за счет просачивания воздуха через небольшие отверстия уменьшается сопротивление трения.

Пример применения лазерного сверления в авиастроении: отверстия в детали из углепластика
Пример применения лазерного сверления в авиастроении: отверстия в детали из углепластика

Лазерное текстурирование

Лазерное текстурирование — это создание микро- и наноструктур с помощью лазерного излучения. Такой способ обработки меняет смачиваемость поверхности, предотвращая загрязнение поверхности и образование наледи. Это снижает сопротивление воздушной среды, расход топлива и исключает химическую противообледенительную обработку.

Лазерное наноструктурирование предотвращает обледенение самолета, меняя смачиваемость обшивки
Лазерное наноструктурирование предотвращает обледенение самолета, меняя смачиваемость обшивки

Подведем итоги

В случае комплексного применения автоматизированных лазерных технологий резки деталей и сварки конструкций суммарные затраты на их изготовление снижаются в среднем 2–3 раза по сравнению с традиционными технологиями. Будущее за лазерами!

Лазерные технологии в ЛАССАРД

Приезжайте к нам в шоурум! Мы покажем, как лазерные технологии работают на практике в станках для резки, сварки, маркировки, очистки и упрочнения, а также в гибридном станке 3 в 1.

Наши контакты:

📱 Сайт

👥 ВК

📺RUTUBE

🏭 Наше производство и шоурум: ОЭЗ «Технополис Москва», 109316, Россия, Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 5, пом. 1Н

📞 Наш телефон: +7 495 120 68 86

✉️ Наша почта: sales@lassard.ru