Автор — Ангелина Вовк
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори разработала систему, находящуюся в русле гуманистической педагогики и основанную на идеях свободного воспитания. Метод Монтессори получил широкую огласку, он является общепризнанным и научно-обоснованным.
Однако, несмотря на все научные апробации и тот факт, что за последние годы методика Монтессори приобрела достаточно большую огласку на территории РФ, люди продолжают её опасаться.
Всё потому, что за годы существования, метод оброс нелицеприятными мифами, в которые многие охотно верят.
Предлагаем сегодня развеять 5 самых популярных мифов о Марии Монтессори и её методе.
1. Монтессори-педагогика подходит только для детей с отклонениями в развитии?
Метод Монтессори действительно начинался с работы с детьми с ограниченными возможностями развития. Таких детей сдавали в специальные учреждения, где ими никто не занимался. Это были выброшенные на обочину жизни ребята, которые не имели никакой дальнейшей реализации в обществе. Общество содержало их по минимуму жизнедеятельности.
Мария Монтессори – новатор. Её ужимали, не давали должностей которые были заняты на тот момент мужчинами. Марии не давали работать с "нормальными" детьми, а предложили должность в доме ребенка, куда сдавали "непригодных" для жизни детей. И Мария согласилась, она стала руководить этим домом.
Когда женщина увидела совершенно пустые комнаты и детей, которые никак не развивались, Марию переполнило желание помочь этим детям. Она стала за ними наблюдать. И так рождались все её открытия: педагог стала наполнять среду, приносить детям что-то интересное, стала выводить их во внешнее пространство. И результатом стало то, что дети даже с очень серьезными отклонениями откликались на эти внешние стимулы.
В то время в Италии была такая система, что дети 6-7 лет сдавали экзамены и только после этого их брали в школы. Мария Монтессори привела на подобный экзамен своих детей. И они показали не просто такой же результат, как "нормальные" дети, но и выше.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
Тогда Мария поняла, что тем, "нормальным", детям что-то такое недодают, из-за чего они не могут полностью развить свой потенциал. И когда педагог стала адаптировать и применять разработанные материалы на "обычных" детях, те действительно стали усваивать информацию гораздо быстрее и лучше.
Эта система подходит всем. Сейчас на Западе разрабатывают программы Монтессори-метода для пожилых людей. Потому что он работает везде и всюду. На всех.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
2. В Монтессори-методе нет правил, и дети делают, что хотят?
Вероятно, этот миф родился от того непонимания, возникающего, когда впервые приходят в Монтессори-класс: 25 детей, каждый делает что-то своё, дети, как пчелки перемещаются с места на место.. Всё это рождает некоторый хаос в голове смотрящего. Но на самом деле, в методе Монтессори, как и в обычной жизни, есть свои правила и границы.
Представьте себя: вы садитесь за руль, выезжаете на большую трассу, но вы не знаете правил. Что с вами будет? Печальные последствия.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
В любом классе Монтессори, как и в любом обществе, есть правила. И первое что получает ребенок при адаптации – это правила взаимодействия со средой, с социумом и правила взаимодействия со временем.
Это три кита на которых строится средовая педагогика: порядок в предметах, порядок в отношениях и порядок во времени. И когда у ребенка есть эти внешние четкие, понятные ограничения, которые помогает ему, тогда у него есть права и свободы.
Мне очень нравится, понятие «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Это очень понятное правило и оно реализуется у нас самыми разными способами.
Например, маленький ребенок учится не наступать на коврик другого ребенка (коврик имеется в классе, как рабочее пространство).
Есть границы и правила, они незыблемы. Правило не нарушается. Если есть нарушение, то есть и последствие. И оно не то, которое учитель посылает "сверху" – наказание. Это естественное последствие.
Ребенок, на чей коврик наступили, будет возмущаться! Или ребенок бежал и что-то разлил, поскользнулся. И тогда мы говорим, "смотри, у нас в классе ходят пешком, потому что есть много вещей, которые нужно обходить". И учимся этому.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
Когда у ребенка есть естественные последствия тех границ, которые выставляют взрослые, ему становится удобно, понятно и комфортно. Таким образом, детям удается направлять свою энергию не на борьбу с границами, а на обучающие процессы.
3. В Монтессори-подходе нет творческого развития?
В обычных детских садах и школах, как правило, детей просят сделать вполне конкретные поделки: сегодня рисуют солнце, завтра дом, послезавтра лепят из пластилина слоника. И если взглянуть на полки для поделок, как один, стоят рисунки с жёлтыми кружочками, домиками и фигурки слоников. Это стандартизация. Едва ли здесь есть творческое развитие.
В Монтессори-классе творческий процесс представлен немного иначе:
Педагог приносит мешок тряпочек, ниточек, краски, бумагу разных цветов. Творческое взаимодействие предлагается всем детям, но подтягиваются только те, кому особенно интересно участвовать. Ведь кто-то не хочет, а кто-то хочет просто понаблюдать.
И педагог говорит – "у меня сегодня есть такие вещицы, из которых я не знаю, что получится". И дети могут делать что хотят.
У педагога есть план: он обучает ребенка технике (аппликации, накладывания мазков, работы с пластилином и т.д.), но из одних и тех же материалов результат у каждого ученика получается свой. И каждый ребенок рассказывает потом, что создал.
И в этот момент есть креативное мышление. Ребенок видит, какие мы разные и как по-разному вы видим эти тряпочки и ниточки.
Откуда идут творчество и креативность? Как правило, это сперва опыт, а потом – изменение этого опыта внутри.
Мы помогаем рождать детям что-то своё через проживание большого опыта.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
4. Педагогика Монтессори не соответствует государственным стандартам?
В 2013 году был принят новый ФГОС в дошкольном образовании:
Когда Монтессори-сообщество открыло эти ФГОСы, оно ликовало! Потому что, что ни строчка, то про нас!
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
В основу ФГОС в 2013 были заложены следующие основные принципы:
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
- уважение личности ребёнка,
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду и мн.др.
Этот миф только для тех, кто считает ФГОС чем-то маленьким и стандартизированным, где диктуется, что ребенок должен знать вот это, вот это и вот это.
Нет, это обширный документ, на который мы опираемся в своей работе.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
5. Мария Монтессори бросила собственного ребёнка и занялась воспитанием других детей?
На этот факт объективнее всего смотреть через призму истории.
У Марии Монтессори завязался роман с Джузеппе Монтессано, коллегой-врачом по университетской клинике, и 31 марта 1898 года у неё родился сын Марио.
Перед девушкой встал выбор: стать замужней женщиной, лишившись какого-либо права голоса и социального, научного развития или же не выходить замуж, скрыв рождение ребенка, и продолжить свою деятельность.
Несмотря на договоренность с возлюбленным не жениться ни на ком другом, Джузеппе не сдержал слово и вскоре нашел себе жену.
Марио жил у дальних родственников Марии и некоторое время она скрывала от него свою личность – не говорила, что приходится ему матерью, хоть и регулярно навещала. Вскоре мальчик сам догадался, что к чему, и с наступлением возраста, когда мог принимать самостоятельные решения, переехал к матери и взял её фамилию.
Марио был благодарен Марии до конца жизни. Он возглавил всю её общественную деятельность!
AMI – тот самый стандарт Монтессори – создал Марио, он также написал очень много трудов, которые не успела дописать Мария, и именно он доработал систему про "Большие истории".
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту
Мария Монтессори очень переживала, когда жизнь поставила её перед столь сложным выбором, но ей удалось выстроить свои отношения с сыном так, чтобы он не просто продвигал ее теории и развивал ее методику, но искренне любил, благодарил и уважал.
Школа Великих Открытий