Тема сегодняшней дискуссии подсказана мне одним из читателей. Для многих ниже будут изложены самоочевидные вещи, и это будет скучно. Но наверное прав был комментатор, который подтолкнул меня к этому посту: не все очевидное очевидно для всех. Поэтому сегодня немного поговорим о том, как устроены блоги на Дзене, и как их правильно понимать.
Как известно, реклама - двигатель торговли. Но в нынешний технологичный век не все понимают, как она работает и откуда берется. Порой это имеет плачевные последствия.
Как и в любом сегменте рынка, в садовом и растительном мире куча жуликов, которые продают непонятно что и зарабатывают на этом немалые деньги. Вот здесь показывала таких жуликов на маркетплейсах:
А вот тут собралось множество комментариев с отзывами на продавцов роз:
Но, увы, несмотря на предостережения и отзывы, каждый год множество любителей растений попадают в неприятные ситуации, заказывая у таких вот злодеев. Особенно часто это случается с людьми, которые неуверенно себя чувствуют в интернете и не разбираются в интернет-площадках и магазинах. Порой угроза исходит и от старого-доброго Дзена, если не уметь правильно его читать.
Предотвратить покупки у жуликов совсем конечно мы не можем, но можем распространять информацию по мере сил и возможностей. И перед этим нам нужно понять, как вообще устроен Дзен в общих чертах.
Классический пример - вы читаете какой-нибудь хороший блог, статью про розы и тут же рядом стоит объявление, где допустим такая роза предлагается в продаже. Или даже лучше - предлагается роза краше, чем у автора - СИНЯЯ)
И есть случаи, когда у людей рука тянется сразу заказать это чудо - роза красивая, автор хороший - чего время терять?
И вот тут тормозим и разбираемся.
Дело в том, что Дзен - готовая большая и сложная платформа, которая не принадлежит авторам блогов. Авторское пространство в блоге строго ограничено текстом публикации. А дальше начинается магия...
В красной рамке показана "авторская" зона блога, контент который контролируют авторы:
Все авторское, будь то рекомендации или картинки или ссылки содержится внутри этой зоны. А справа находится пространство для рекламы, которое принадлежит платформе. Аналогичный рекламный блок находится внизу, под текстом.
Это волшебная реклама называется контекстной. Она настолько волшебная, что у каждого пользователя она будет разная. А какая именно - никто не знает, потому что подбирают ее индивидуально под каждого алгоритмы искусственного интеллекта, встроенные в платформу. Подбирают, говорят, на основе истории браузера, то есть на основе того, что именно пользователь ищет и какие сайты посещает в интернетах.
Так сложилось, что у автора этого канала о елках в контекстной рекламе нет вообще ничего про растения))) У меня там какая-то стройка, банки, недвижимость и еще куча всякой дичи от трансферов на Мальдивах до борзых щенков с Алтая.
А вот если вы часто ходите по ссылкам на разные магазины и ищете, где например прикупить розы, то у вас выдача будет тематическая - про розы.
Для того, чтобы у меня начала появляться реклама роз, мне пришлось зайти в свой блог инкогнито через другой браузер. И вуаля, под статьей о розах появляется контекстная реклама продавца роз:
Всем читателям важно понимать, что никакого отношения к самому блогу и автору рекламные блоки не имеют, они генерируются автоматически где-то внутри Дзена. Поэтому если вы под хорошей статьей у хорошего автора увидели такое объявление, оно совершенно не обязано быть надежным - сам автор его вообще не видит, потому что у него другая реклама)))
К сожалению, в контекстной рекламе часто попадаются жулики около цветоводства. Так, покрутив свой блог инкогнито, я встретила там объявления магазина Клуб Садоводов-Профессионалов. Это давно известные мошенники, дурная слава о которых идет по всему интернету. Но, увы, кто-то все равно продолжает что-то у них заказывать. В частности это могут быть те, кого провела та самая контекстная реклама.
Впрочем, бывают в контекстной рекламе и обычные магазины. Например мне разок попалась Хвойная Коллекция в публикациях про елки. Магазин дорогой и не самый лучший, но это по крайней мере не жулики.
Можно долго рассуждать о пользе и вреде контекстной рекламы, но особого смысла в этом не вижу, поскольку все мы - и читатели, и авторы существуем в той среде, в которой существуем, и на эту среду особо не влияем.
Однако же разумный подход к навигации по блогам Дзена может уберечь неопытных покупателей от контактов с мошенниками. Все, что рекомендует или ругает автор, содержится в авторском тексте. Все, что не относится к авторскому блоку, никаким образом не связано ни с блогом, ни с автором, и доверять таким объявлениям нет оснований.
Поэтому будьте внимательны и предупредите своих близких и знакомых, которые не сильно разбираются в интернетах, о том, как это работает. Так глядишь и покупателей у жуликов станет немножечко меньше)