Найти тему
Внук Эзопа

Ницше и Заратустра — последний человек и Сверхчеловек

В произведении «Так говорил Заратустра» главный герой покидает свой дом в возрасте тридцати лет и отправляется в горы в поисках просветления. Там, «на расстоянии шести тысяч футов от человека и времени», Заратустра проводит десять лет в одиночестве. Его дух растёт, и он постигает загадки человека и бытия.

Однажды утром, устав от одиночества и преисполнившись мудростью, он встаёт на рассвете и обращается к солнцу: «Великая звезда! Каково было бы твоё счастье, если бы у тебя не было тех, для кого ты сияешь!
Ты приходило сюда, в мою пещеру, на десять лет: ты устало бы от своего света и от этого путешествия без меня, моего орла и моей змеи… Смотрите! Я устал от своей мудрости, как пчела, собравшая слишком много мёда; мне нужны протянутые руки, чтобы взять его».

Заратустра решает, что пришло время покинуть своё возвышенное сознание и, подобно заходящему солнцу, спуститься со своей горы, чтобы поделиться своей мудростью с миром обычных людей.

«Я должен спуститься в глубины: как ты делаешь вечером, когда уходишь за море и приносишь свет и в подземный мир, обильная звезда! Как и ты, я должен спуститься… Смотрите! Эта чаша хочет снова опустеть, и Заратустра хочет снова стать человеком».

Во время своего нисхождения Заратустра встречает одинокого старика, который спрашивает его, какое дело у него к человечеству. Заратустра отвечает, что он любит человечество и приносит им в дар свою безграничную мудрость.

Человечество не примет благосклонно подношение, а ответит насмешками и ненавистью
Человечество не примет благосклонно подношение, а ответит насмешками и ненавистью

Старик предупреждает Заратустру, что человечество не примет благосклонно его подношение, а ответит насмешками и ненавистью. Но Заратустра игнорирует предупреждение старика и продолжает свою миссию.

Вскоре он попадает в город, где собралась толпа, ожидающая выступления канатоходца. Воспользовавшись возможностью распространить свою мудрость, он начинает с того, что обучает толпу своему космическому принципу творческой эволюции.

«Я учу вас Сверхчеловеку. Человек — это нечто, что должно быть побеждено. Что вы сделали, чтобы победить его? Все существа до сих пор создавали нечто, превосходящее самих себя: и вы хотите быть отливом этого великого прилива и вернуться к животным, а не победить человека?» (Ницше, «Так говорил Заратустра»)

Космический принцип творческой эволюции Заратустры, в отличие от дарвиновской эволюции, предполагает, что эволюцией руководят не случайные мутации и приспособления, а телеологическая сила, которая регулирует развитие жизни от низшего духовного состояния к высшему.

Эта сила непосредственно ощущается людьми как устремление, и, принимая это устремление, согласно Заратустре, индивид может преодолеть себя и эволюционировать.

Учения христианской церкви подавляли это стремление, распространяя идею о том, что стремиться к автономии и действовать во имя своих личных интересов — грех, в то время как жертвовать собой и признавать зависимость от Бога — высшее благо.

Христианская церковь учила человека не преодолевать себя, а отрицать себя и ослаблять своё тело ради своей души
Христианская церковь учила человека не преодолевать себя, а отрицать себя и ослаблять своё тело ради своей души

Таким образом, животные импульсы, такие как сексуальная похоть, гордыня и стремление к власти, были заклеймены как злые элементы, подлежащие укрощению и искоренению. Христианская церковь учила человека не преодолевать себя, а отрицать себя и ослаблять своё тело ради своей души.

«Церковь борется со страстями посредством обрезания во всех смыслах: её практика, её “лекарство” — это кастратизм. Она никогда не спрашивает: “Как можно одухотворить, украсить, обожествить страстное желание?” Во все времена упор дисциплины делался на искоренении (чувственности, гордыни, жажды властвовать, алчности, мстительности). Но атака на корни страсти означает атаку на корни жизни: практика церкви враждебна жизни». (Ницше, «Сумерки идолов»)

Заратустра призывает толпу отказаться от учения церкви и вместо этого создать новый смысл жизни на земле. Этот смысл жизни охватывает желание человека самореализоваться и утвердить себя, а также способствует развитию сильного тела. В этом новом значении Заратустра объявляет себя Сверхчеловеком.

«Когда-то ты говорил „Бог“, когда смотрел на далёкие моря; но теперь я научил тебя говорить „Сверхчеловек“», — говорит Ницше устами Заратустры.

По окончании речи Заратустры те в толпе, кто считал его канатоходцем, которого они ждали, смеются и кричат: «Теперь мы достаточно наслушались о канатоходце; давайте и мы его увидим!»

Канатоходец, приняв эти призывы толпы за сигнал, выходит из своей башни и начинает своё представление. Не смущённый их очевидным замешательством, Заратустра продолжает свою речь и использует внешность канатоходца как метафору отношения человека к Сверхчеловеку.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа