Найти в Дзене

Как победить прокрастинацию и избавиться от вредных привычек: методика «Читер». Часть 6

Продолжение. Начало тут: 1 часть; 2 часть; 3 часть; 4 часть; 5 часть

Продолжаем разбираться с темой регуляции нашего поведения с научных позиций.

На мой взгляд, ближе всего подошел к пониманию механизмов организации собственного поведения основатель отечественной нейропсихологии Лурия. И, что самое важное, он рассматривал эти механизмы с точки зрения их практического использования. Не слишком известная широкому кругу читателей работа «Природа человеческих конфликтов» заключает в себе эвристический потенциал просто сумасшедшего масштаба как раз по тематике волевой регуляции. Ниже я позволю себе ознакомить вас с рядом тезисов, выдвинутых Лурией. Именно на его идеях основан набор практических методик «Читер», с которым мы продолжаем знакомиться.

Волевая регуляция — это умение создать стимул и умение подчиниться ему, пишет Лурия. Это способность создать совершенно особый стимул, который организует свое собственное поведение. Такое управление своим поведением идет по пути овладения им извне. Сначала человек создает внешние стимулы, которые начинают как бы со стороны действовать на него самого. Поначалу волевой механизм и сводится к такому внешнему опосредствованию. Это создание культурных символов, мобилизующих и направляющих человека. И только в дальнейшем эта внешняя стимуляция постепенно заменяется внутренней.

То, что человек не может сделать путем прямого волевого усилия, он в состоянии добиться сложным опосредствованным путем. Он будет влиять на себя самого так, как он раньше влиял на природу. Проблема воли станет только тогда ясной, если мы будем рассматривать ее в свете всей исторической эволюции. Так какими же средствами можно подойти к овладению своим поведением?

Механизм воли меньше всего заключается в непосредственном волевом усилии. Он всегда сводится к использованию известных внешних или внутренних средств. В том, что мы считаем «осознанным поведением», оказывается скрыто столько непроизвольного, что эти формы поведения должны быть лишены этого названия.

Авторы, изучавшие психологию примитивного человека, единогласно утверждают, что наиболее слабым местом в его поведении является неспособность к систематическому труду. Первобытный человек с исключительной энергией реализует свои непосредственные потребности. Но он оказывается совершенно не в состоянии заставить себя приняться за продолжительную работу, если сиюминутной необходимости в ней нет.

Исследования говорят, что «человека работающего», по сути, создала его же культура. И этот процесс шел именно по пути опосредствования необходимых действий внешними стимулами. На египетских рисунках, изображающих сцены коллективного труда, мы обычно встречаем надсмотрщиков. Но даже весомой перспективы выхватить плетью по спине, очевидно, недоставало для искреннего трудового энтузиазма. Поэтому рядом с надсмотрщиком мы часто видим рядом еще одного человека. Он отбивает ритм, задает темп движений — и дело сразу начинает спориться. У примитивного человека опосредствование работы отбиваемым тактом, трещоткой или другими сигналами представляет рутинный факт.

Однако самое интересное, что дело на этом не закончилось. Дальше-больше и мы видим, что ритмом начинает регулироваться не только чья-то чужая, но и своя работа. В ход идет уже аутостимуляция. Множество примеров применения ритма в процессе труда имеет именно такое значение.

На Борнео, как описывает Бюхер, было найдено одно из наиболее примитивных орудий копания; это палка, к одному концу которой прикреплена небольшая добавочная палочка. Каждый раз при ударе о землю палочка ударялась о большое орудие и издавала звук. Это не что иное, как одна из наиболее ранних попыток овладеть извне своим поведением путем аутостимуляции. К орудию, действующему на внешний мир, прибавляется еще прибор, действующий на самого работающего. Этот устройство, издающее стук при каждом ударе, — способ подавать себе сигналы, расчленяющие работу на ряд отдельных операций. Ритм помогает копать тогда, когда просто одного желания копать недостаточно.

Важный момент заключается в том, что сейчас нам вовсе не обязательно всегда прибегать к системе внешней стимуляции для того, чтобы овладеть своим поведением. Взрослый человек обладает для этого специальным аппаратом, который у него всегда находится при себе. Догадались – каким? Верно! Этот аппарат — речь, и именно ей можем опосредовать свои реактивные процессы.

В течение долгого времени речь понималась психологами исключительно как средство общения людей друг с другом, ну и, может, еще и как средство выражения мыслей и чувств. Но благодаря работам Выготского, мы отчетливо понимаем, что также речь работает и в качестве средства, регулирующего и организующего восприятие мира. Она вычленяет отдельные его элементы и стабилизирует его восприятие. Она организует поведение и планирует дальнейшие действия. Она отрывает человека от подчинения непосредственной внешней ситуации и активирует сложные формы социальной активности.

Основная мысль Лурии сводится к тому, что волевое усилие является неэффективным в задаче овладения собственным поведением. Это овладение оказывается возможным лишь на опосредствованных путях, лишь с помощью перехода к сложной культурной операции. Человек не прямо направляет свои силы на регуляцию своего поведения. Нет, сначала он создает какой-нибудь вспомогательный стимул. А уже потом этот стимул действует на него и заставляет его «автоматически» инициировать нужный вариант поведения.

Задача овладения поведением, по Лурии, заключается в смене структуры реактивного процесса. В замене импульсивной реакции реакцией сложной, опосредствованной. Нужна дополнительная процедура введения вспомогательных средств, установления стимулов, имеющих обратное действие.

Ну а нам пора переходить от теории к практике. После решения третьей задачи методики «Читер» (мы определили трудности, которые делают нужные занятия неприятными и превратили эти трудности в «плюсы») приступаем к следующему этапу:

Формулируем преимущества нового поведения

Когда мы хотим изменить что-то в своей жизни, и изменить это к лучшему, мы, как правило, сталкиваемся с необходимостью заставлять себя что-то делать. А вот этого нам как раз и не нужно, как только в мыслях возникает «обязан» и «должен», мы неизбежно погружаем себя в область отрицательных эмоций.

Да, решение все равно будет принято бессознательно, но в одном случае — если его будет сопровождать понятие «долга» или «необходимости» — мы получим в довесок набор «плохой» нейрохимии. А вот если мы будем делать, то, что хотим, и то, что нам нравится, то и добавка будет в виде химии подкрепления, и ощущать мы будем удовольствие и радость.

Надеюсь, вы уже догадываетесь, что «волевое» преодоление, работа «через силу» до добра не доводит. А значит, задача будет следующая: сделать так, чтобы нужное нам занятие стало настолько приятным, чтобы мы брались за него без раздумий и колебаний.

Теперь, когда мы приняли необходимые меры, чтобы желаемые поступки не были для нас дискомфортны или неприятны, пора совершить следующий шаг: сделать новую модель поведения максимально притягательной.

Вы только тогда будете выполнять какое-то дело с удовольствием, если будете хотеть делать его и стремиться к нему. Заставьте себя захотеть то, что вам нужно! Выглядит не слишком убедительно, но это на первый взгляд. На самом деле все именно так и работает. Люди, которые добивается в чем-то успеха, просто занимаются тем, что приносит им удовольствие, вот и все. А вот работа через силу неизбежно заканчивается срывом. Поэтому выход только такой: вам придется убедить себя, что новые привычки, новый измененный образ жизни, новые формы поведения — это то, чего вы хотите изо всех сил.

Продолжение следует, подписывайтесь на канал!

Комплекс психологических техник «Читер» (вместе с другими не менее интересными пратикоориентированными авторскими методиками) является частью современного направления так называемой «контрэволюционной психологии», о который вы можете узнать из моей новой книги «Бунт марионеток», она доступна для скачивания.