Найти тему
Библиотекарь

Культовый мотив постройки Ноева ковчега

Казалось бы, что необычного можно найти в истории постройки ковчега? С виду тривиальная задача при ближайшем рассмотрении обрастает новыми подробностями и становится гораздо более важной, чем просто попытка или возможность избежать грядущей катастрофы. Два, с виду ничем не примечательных слова характеризуют все историю в целом, и выводят ее на новый уровень, где очевидной становится искупительная составляющая.

"Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи". (Быт. 6:14)

Этот текст сегодня утром поглотил мое внимание, а по какой причине, я даже затрудняюсь ответить (это если не вникать в хитросплетения мыслительного процесса, который возникает как будто ниоткуда).

Два слова - "ковчег" и "осмоли", становятся главными фигурантами и учитывая особенности языка, на котором был написан Ветхий Завет, обладают помимо очевидного смысла, еще и более глубоким, в остальных ветхозаветных текстах, подчас диаметрально противоположными, ну с некоторыми иными характеристиками.

Начнем с того, что в оригинале "ковчег" (евр. tebah), в одной и той же форме всего два раза встречается в Ветхом Завете. Здесь, и в книге Исход 2:3.

"Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки". (Исх. 2:3)

Как не трудно догадаться, речь идет о корзине из тростника осмоленной, также, как и ковчег, который строил Ной. Интересно отметить, когда речь идет о смоле, то между Быт 6:14 и Исх. 2:3 связи не наблюдается (о смоле в контексте Ноева ковчега чуть позже). В данном случае, ковчег Ноя и корзина матери Моисея восходят к одному и тому же слову, и преподносят нам историю удивительного спасения, с виду обреченного на неудачу, но тем не менее, приведшего в конечном итоге к успеху и выживанию.

Еще привлекательным в данной ситуации становиться отсутствие связи между словом "ковчег" в книге Бытие и "ковчегом Завета" в остальных книгах, преимущественно говорящих о богослужебной практике, где в оригинале употребляются совершенно разные слова. Не будем сейчас заниматься выяснением причин, нас интересует предназначение того, что строил Ной, и позже повторила мать Моисея.

На первый план выходит спасительная миссия, в первом случае для семьи Ноя, во втором для младенца Моисея. Оценить масштабы строительства та еще тема. Одно дело построить корабль (буквально ящик) длиной более 150 метров и другое осмолить корзинку из тростника и пустить ее по водам Нила. Иронично немного, не правда ли?

Второе слово во всей этой истории гораздо более удивительное по своему смыслу. Если изначально может показаться, что задача заключалась лишь в том, чтобы законопатить все отверстия с помощью смолы, и свести к минимуму возможные протечки, то вникая в самую суть и задумку автора книги, обнаруживается более глубокий смысл, и процесс "осмоления" превращается в некий таинственный ритуал, говоря буквально, мы можем найти культовый мотив искупления или покрытия. Забегая вперед, скажу, тем, кто не в теме. В Ветхом Завете слово "покрыть" обладает смыслом прощения и оправдания, это огромная тема, и в какой-то степени, мы ее сейчас касаемся.

Ной, покрывая ковчег смолой готовил для себя и своей семьи спасительный уголок, где мог укрыться от грядущего наводнения и предстоящей гибели всего живого. Ковчег, покрытый смолой символизировал искупительный/оправдательный оазис, Богом указанное средство, и никакие человеческие заслуги и идеи тут не фигурировали от слова совсем. Скажу еще, слово "благодать" впервые в библейской истории появляется именно в связи с Потопом и Ноем, каким бы смыслом оно не обладало в те далекие времена.

Вникая в дальнейшее словоупотребление, стоит отметить весь разброс смыслов входящих в еврейское kopher и тех однокоренных примеров коих насчитывается более 100-а.

Повторюсь, все случаи проистекают из первоначально "осмолить" и практически всегда обладают культовым/ритуальным смыслом.

  • осмолить - Быт. 6:14
  • умилостивить - Быт. 32: 20
  • очистить - Исх. 29: 33
  • выкупить - Исх. 30:15
  • искупить - Исх. 30:16
  • загладить - Исх. 32:30
  • очистить - Лев. 1:4
  • охранить - Числ. 8:19 (пожалуй, приведу весь текст целиком, он наиболее интересен. "И отдал левитов Аарону и сынам его из среды сынов Израилевых, чтобы они отправляли службы за сынов Израилевых при скинии собрания и служили охранением для сынов Израилевых, чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили к святилищу". (Числ 8:19)
  • заступничество - Числ. 16: 46
  • примирение - 2-Цар. 21:3
  • прощение - Пс. 77:38
  • завет - Ис 28:18 (этот текст не относится к теме искупления, хотя и содержит похожий термин, звучит угрожающе. "И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны". (Ис. 28:18) Слово "союз" в тексте оригинала восходит к одному и тому же что и в книге Бытие, на уровне корней.
  • избежать/отвратить - Ис. 47:11 "И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь". (Ис. 47:11 Это место уникально по своему смыслу, так как содержит исследуемый термин, но уже в обратном значении, буквально "не в силах будешь покрыть". Что в контексте наших размышлений становится обратной стороной невозможности обрести прощение/искупление.
  • и последний пример, в книге пророка Даниила, в пророчестве о Христе говорится о заглаживании беззаконий "...чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых". (Дан. 9:24)

На саму книгу Левит из 121-раза употребления всех однокоренных, приходится 49 случаев, что в общем то неудивительно, учитывая специфику книги и ее культовую составляющую. В книге Левит евр. kopher практически всегда стоит в значении и в основном, когда говорится об очищении. Под "очищением" подразумевается не только буквальное омытие тела или одежд, но также содержится искупительная составляющая. Говоря другими словами, человек приносящий жертву становится "чист" от греха и обретает прощение.

Каковы итоги или выводы? Строительство ковчега и все подготовительные мероприятия, включая осмоление становятся не только средством или способом избежать предстоящий Потоп, язык оригинала наводит на гораздо более высокий смысл - искупительную роль ковчега, местом спасения предложенным Богом, куда человек мог попасть исключительно благодаря вере и никак иначе. Может поэтому о Ное в послании к Еврееям, уже в Новом Завете сказано:

"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере". (Евр. 11:6-7)

Что думаете по этому поводу? Жду ваших ответов в комментариях.

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243