Найти тему
Курская слобода

Саянский народный говор (материалы к словарю), часть 006

Артельный. Человек, обладающий общинным, артельным сознанием. Академическая традиция: 1. Артельский – общительный, не замкнутый человек. 2. Общительный, простой в обращении, готовый помочь другим (Псковский областной словарь с историческими данными. Вып 1. А – Бибишка. Л., 1967. С. 70). 3. Общительный (Словарь говоров Русского Севера / Под ред. А.К. Матвеева. Т. 1: А – Б. Екатеринбург, 2001. С. 23). 4. Общественный, «компанейский», общительный, принадлежащий артели Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 70). 5. Артельной – общительный (Архангельский областной словарь Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. С. 75). 6. Общительный (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48). 7. Предназначенный для большой группы людей; общественный в противоположность частному (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 22). 8. Артельничать – помогать сообща (Там же).

Артелью. 1. Вместе, заодно, сообща. АТ: 1. Сообща, группой (Полный словарь сибирского говора. Т. 1. Томск, 1992. С. 29). 2. Все вместе, сообща (Словарь говоров Русского Севера / Под ред. А.К. Матвеева. Т. 1: А – Б. Екатеринбург, 2001. С. 23). Артелью брать – делать что-либо коллективно, сообща (Там же).

Арты. Рты.

Асарыга. В.И. Даль об этом слове не обмолвился. Не обмолвились и другие корифеи языкознания. Обмолвимся мы вместе с поныровцами. Это ребенок, который не слушает старших, огрызается, хулиганит. Асарыгой в большинстве случаев называли домашние, родственники, реже соседи. АТ: 1. Однако заметим, что В.И. Даль упоминает слово «сарыга». По его версии – это сарыч (хищная птица семейства ястребиных, канюк), коршун (Даль. Том четвертый. Р – V. СПб., - М., 1882. С. 141). Видимо в результате эволюции в Понырях кто-то просто добавил в начало слова букву «А».

Артуть. Ртуть.

Асмодей. Такое прозвище в Понырях давали злым людям, как правило, мужчинам. АТ: Злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. Он один из самых могущественных и знатных демонов. Его специализация: блуд, вожделение, ревность, месть, ненависть, разрушение. Думается, это редкое слово поныровцы подслушали от местных батюшек.

Аспид. Ребенок, который не слушается старших. Он может зло, ненавистно посмотреть на своих родственников: мамку, бабку и т.д. Может злобно ответить, зарычать на родных. Он понимает, что сделал плохо, но считает себя правым. «Вот аспид!» «Аспид тебя возьми!» АТ: 1. Злой, вредный человек (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 286). 2. Ругательное слово. Нахал, дерзец, злой, ехидный. 3. Злой, жесткий человек; изверг (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48).

Аспос. Аспосов день – день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). В наши дни даже очень начитанные люди с трудом могут вспомнить это слово. АТ: 1. День рождества богородицы (8 сентября ст. ст.) (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 286). 2. День рождества богородицы (8 сентября ст. ст.) (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Осенний религиозный праздник (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48).

Аспосов день - эхо языческой Руси
Аспосов день - эхо языческой Руси

Атвищать. Отвечать.

Атес. Отец.

Атож. Тогда. АТ: 1. То же, что (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 291). 2. Это; небось, ведь (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 72).

Аука. «Не ходи туда, там аука», - когда-то такие слова в Понырях слышало большинство детей. Им говорили, что аука сидит в темноте и нападает на непослушных деток. «Не будешь слухаться – аука закузюкает!» - еще одно выражение с упоминанием ауки. Также аука понималась как бестелесное существо, которое может напугать, забрать с собой, может и памяти лишить. Большого зла оно не причинит, но нервы потреплет. Последствием общения с аукой может быть нервное потрясение и человеку может потребоваться психологическая помощь. АТ: 1. Злой дух леса, который в отличие от прочей нежити не спит ни зимой, ни летом. Аука – маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет в избушке, проконопаченной золотым мхом. Особое раздолье ему зимой, когда спят лешие. Любит морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем позабыв. Выглядит аука на первый взгляд довольно безобидно: это маленькое лесное существо небольшого размера с круглым выпуклым брюшком. Любимым занятием ауки всегда были шутки и розыгрыши – зимой он морочит голову потерявшемуся в лесу человеку, отзывается ауканьем сразу с нескольких сторон и может незаметно заманить в настоящую глушь, откуда выбраться будет очень непросто. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти. Однако, несмотря на такую характеристику, аука очень добродушен. Если перечитать старинные русские сказания, в этом легко убедиться. В избушке лесного духа, которая обычно находится в глухой чаще, тепло даже в самый лютый мороз. Аука не только уводит с дороги людей (он путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей дороги) – он очень любит шутить, балагурить, но нередко может и напугать. Аукой пугают детей (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 293). 2. Сказочное страшилище, которым пугают детей; бука; человек с непривлекательной, отталкивающей внешностью (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 49).

Аука
Аука

Афганка. Очень злая (как собака) женщина. Ее характер подобен характеру породы Афганская борзая.

Афганская борзая
Афганская борзая

Ахнуть. Сильно ударить. 2. Сделать громкий шум. АТ: 1. То же, что бацкнуть (Архангельский областной словарь. Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. С. 75). 2. Произвести громкий шум (Там же). 3. Убить (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 76). 4. Обезуметь от горя; быстро пойти, побежать (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 5. Неожиданно издать треск; с грохотом разрушиться, развалиться; неожиданно провалиться куда-нибудь; неожиданно сообщить куда-нибудь, написать (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).

Ахнуть не успел. Когда что случилось крайне быстро. АТ: Мгновенно, неожиданно (Фразеологический словарь современного русского языка. Сост. Ю.А. Ларионова. М., 2014. С. 10)

Ахнуться. 1. Упасть. 2. Неожиданно удариться обо что-то. АТ: 1. Сильно удариться обо что-либо (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 2. Упасть (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Сильно стукнуться (Полный словарь сибирского говора. Т. 1. Томск, 1992. С. 30). 4. Сильно удариться обо что-либо; падая, больно удариться (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 76). 5. Неожиданно провалиться (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).

Аховская. Превосходная, великолепная.

Аховский. То же, что аховская только мужского рода. АТ: 1. Очень хороший. Я усё слышу, у мине слух аховский (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 2. Аховый – хороший, вызывающий удивление (Ярослвский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Непрочный, ненадежный (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).

Ашмёток. Подошва от старой обуви. Кусок чего-то. Рваный клок чего-то, какой-то старой вещи. «Со сметаной и ашмёток съестся», - говорили в Понырях. АТ: 1. Старый лапоть (Смоленский областной словарь. Сост. В.Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 17).

Ашурки. Старые тряпки, тряпьё. АТ: 1. Тряпьё (Смоленский областной словарь. Сост. В.Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 17).

Аще. 1. Вообще. 2. Еще. АТ: 1. Еще; снова, опять (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).

Аяй. Нельзя. Не трогай, отойди, тебе плохо будет. Обычно говорится в отношении воды, огня, кучи говна. АТ: Выражает предупреждение и запугивание (обычно в разговоре с детьми); служит для отпугивания домашних животных (Словарь русских народных говров. Вып. 1. С. 301).