Артельный. Человек, обладающий общинным, артельным сознанием. Академическая традиция: 1. Артельский – общительный, не замкнутый человек. 2. Общительный, простой в обращении, готовый помочь другим (Псковский областной словарь с историческими данными. Вып 1. А – Бибишка. Л., 1967. С. 70). 3. Общительный (Словарь говоров Русского Севера / Под ред. А.К. Матвеева. Т. 1: А – Б. Екатеринбург, 2001. С. 23). 4. Общественный, «компанейский», общительный, принадлежащий артели Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 70). 5. Артельной – общительный (Архангельский областной словарь Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. С. 75). 6. Общительный (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48). 7. Предназначенный для большой группы людей; общественный в противоположность частному (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 22). 8. Артельничать – помогать сообща (Там же).
Артелью. 1. Вместе, заодно, сообща. АТ: 1. Сообща, группой (Полный словарь сибирского говора. Т. 1. Томск, 1992. С. 29). 2. Все вместе, сообща (Словарь говоров Русского Севера / Под ред. А.К. Матвеева. Т. 1: А – Б. Екатеринбург, 2001. С. 23). Артелью брать – делать что-либо коллективно, сообща (Там же).
Арты. Рты.
Асарыга. В.И. Даль об этом слове не обмолвился. Не обмолвились и другие корифеи языкознания. Обмолвимся мы вместе с поныровцами. Это ребенок, который не слушает старших, огрызается, хулиганит. Асарыгой в большинстве случаев называли домашние, родственники, реже соседи. АТ: 1. Однако заметим, что В.И. Даль упоминает слово «сарыга». По его версии – это сарыч (хищная птица семейства ястребиных, канюк), коршун (Даль. Том четвертый. Р – V. СПб., - М., 1882. С. 141). Видимо в результате эволюции в Понырях кто-то просто добавил в начало слова букву «А».
Артуть. Ртуть.
Асмодей. Такое прозвище в Понырях давали злым людям, как правило, мужчинам. АТ: Злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. Он один из самых могущественных и знатных демонов. Его специализация: блуд, вожделение, ревность, месть, ненависть, разрушение. Думается, это редкое слово поныровцы подслушали от местных батюшек.
Аспид. Ребенок, который не слушается старших. Он может зло, ненавистно посмотреть на своих родственников: мамку, бабку и т.д. Может злобно ответить, зарычать на родных. Он понимает, что сделал плохо, но считает себя правым. «Вот аспид!» «Аспид тебя возьми!» АТ: 1. Злой, вредный человек (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 286). 2. Ругательное слово. Нахал, дерзец, злой, ехидный. 3. Злой, жесткий человек; изверг (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48).
Аспос. Аспосов день – день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). В наши дни даже очень начитанные люди с трудом могут вспомнить это слово. АТ: 1. День рождества богородицы (8 сентября ст. ст.) (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 286). 2. День рождества богородицы (8 сентября ст. ст.) (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Осенний религиозный праздник (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 48).
Атвищать. Отвечать.
Атес. Отец.
Атож. Тогда. АТ: 1. То же, что (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 291). 2. Это; небось, ведь (Ткаченко П.И. Кубанский говор: балакачка. Опыт авторского словаря. Краснодар, 2012. С. 72).
Аука. «Не ходи туда, там аука», - когда-то такие слова в Понырях слышало большинство детей. Им говорили, что аука сидит в темноте и нападает на непослушных деток. «Не будешь слухаться – аука закузюкает!» - еще одно выражение с упоминанием ауки. Также аука понималась как бестелесное существо, которое может напугать, забрать с собой, может и памяти лишить. Большого зла оно не причинит, но нервы потреплет. Последствием общения с аукой может быть нервное потрясение и человеку может потребоваться психологическая помощь. АТ: 1. Злой дух леса, который в отличие от прочей нежити не спит ни зимой, ни летом. Аука – маленький, пузатенький, щеки надутые. Живет в избушке, проконопаченной золотым мхом. Особое раздолье ему зимой, когда спят лешие. Любит морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем позабыв. Выглядит аука на первый взгляд довольно безобидно: это маленькое лесное существо небольшого размера с круглым выпуклым брюшком. Любимым занятием ауки всегда были шутки и розыгрыши – зимой он морочит голову потерявшемуся в лесу человеку, отзывается ауканьем сразу с нескольких сторон и может незаметно заманить в настоящую глушь, откуда выбраться будет очень непросто. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти. Однако, несмотря на такую характеристику, аука очень добродушен. Если перечитать старинные русские сказания, в этом легко убедиться. В избушке лесного духа, которая обычно находится в глухой чаще, тепло даже в самый лютый мороз. Аука не только уводит с дороги людей (он путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей дороги) – он очень любит шутить, балагурить, но нередко может и напугать. Аукой пугают детей (Словарь русских народных говоров. Вып. 1. С. 293). 2. Сказочное страшилище, которым пугают детей; бука; человек с непривлекательной, отталкивающей внешностью (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 49).
Афганка. Очень злая (как собака) женщина. Ее характер подобен характеру породы Афганская борзая.
Ахнуть. Сильно ударить. 2. Сделать громкий шум. АТ: 1. То же, что бацкнуть (Архангельский областной словарь. Вып. 1. (А – Бережок). Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980. С. 75). 2. Произвести громкий шум (Там же). 3. Убить (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 76). 4. Обезуметь от горя; быстро пойти, побежать (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 5. Неожиданно издать треск; с грохотом разрушиться, развалиться; неожиданно провалиться куда-нибудь; неожиданно сообщить куда-нибудь, написать (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).
Ахнуть не успел. Когда что случилось крайне быстро. АТ: Мгновенно, неожиданно (Фразеологический словарь современного русского языка. Сост. Ю.А. Ларионова. М., 2014. С. 10)
Ахнуться. 1. Упасть. 2. Неожиданно удариться обо что-то. АТ: 1. Сильно удариться обо что-либо (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 2. Упасть (Ярославский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Сильно стукнуться (Полный словарь сибирского говора. Т. 1. Томск, 1992. С. 30). 4. Сильно удариться обо что-либо; падая, больно удариться (Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В четырех томах. Том первый. А – Ж. Оренбург, 2002. С. 76). 5. Неожиданно провалиться (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).
Аховская. Превосходная, великолепная.
Аховский. То же, что аховская только мужского рода. АТ: 1. Очень хороший. Я усё слышу, у мине слух аховский (Словарь орловских говоров. Ярославль, 1989. С. 50). 2. Аховый – хороший, вызывающий удивление (Ярослвский областной словарь. Аа – Бобинка. Ярославль, 1981. С. 24). 3. Непрочный, ненадежный (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).
Ашмёток. Подошва от старой обуви. Кусок чего-то. Рваный клок чего-то, какой-то старой вещи. «Со сметаной и ашмёток съестся», - говорили в Понырях. АТ: 1. Старый лапоть (Смоленский областной словарь. Сост. В.Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 17).
Ашурки. Старые тряпки, тряпьё. АТ: 1. Тряпьё (Смоленский областной словарь. Сост. В.Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 17).
Аще. 1. Вообще. 2. Еще. АТ: 1. Еще; снова, опять (Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. В 5 в. В. 1 (А - Дрожжаник) / Гл. ред. А.С. Герд. СПб., 1994. С. 24).
Аяй. Нельзя. Не трогай, отойди, тебе плохо будет. Обычно говорится в отношении воды, огня, кучи говна. АТ: Выражает предупреждение и запугивание (обычно в разговоре с детьми); служит для отпугивания домашних животных (Словарь русских народных говров. Вып. 1. С. 301).