Вот странная штука современность: где границы ее с прошлым? Казалось бы, в голове есть четкий образ, чем отличалось прошлое. Там другие люди, автомобили, дороги, трамваи, стоят не те здания, что сейчас, а те что стоят и сейчас, выкрашены в другой цвет. Но стоит начать копаться в источниках, в данных, как выясняется, что четкой границы-то и не было. Тут старые трамваи наползли на новые автомобили с новыми номерами, а тут сосуществует как будто бы давно снесенный дом с рекламой чего-то до боли современного... И не поймешь, вот так уж ли в прошлом 2009, 2014 или 2018, если за эти годы лежат письма в электронной почте и случайным образом сохраненные на рабочем столе файлы, а рабочий стол - все тот же?
Вот и у меня сегодняшний вечер начался с неожиданного. Сын прорвался к компу и начал исследовать рабочий стол, нашел и такую вот картинку, сохраненную в октябри 2018 прямо на рабочий сто и забытую. Кому и что я доказывал, с чем спорил, кто и для чего мне это прислал? Вижу только Соцгород,а точнее даже генплан до его постройки, быть может, года из 1939 или 40 и три обведенных в красные кружки ситуации на нем. Начинаю вспоминать, а что за ситуации, и чем они могли быть нам интересны...
Первым делом вспоминается самый правый кружок. И сразу вспоминаю, о чем там речь. Показано сразу 2 трассировки пути: изначальный, построенный как было удобнее и быстрее, и более согнутый под прямым углом (как сейчас), построенный так, чтобы старый трамвайный путь обогнул площадку перед ДК имени Ленина. Видимо его утвердили и спроектировали позднее трамвайных путей.
Кстати, что за река тут отмечена на путях? Да это же, кажется, прости господи, Γовнянка в верхнем течении... Еще не спрятанная в трубу.
Правда вот тут, в 42, ее как будто не видать, но видать спрямленный коллектор, зато выше по карте есть и правда естественный овраг, ныне засыпанный вот без остатка, но на трамвайных инвентарных карточках он никак не показан.
Куда интереснее рельсовый путь, обозначенный на втором кружке, еще правее. Дело в том, что его обнаружение на карте-врезке Казани на карте Татарской АССР 1940 года для меня было большой сенсацией, и только потом я стал находить его присутствие на других источниках. Кстати, он частично обсуждался и тут:
Самое удивительное теперь вот в чем: на трамвайных карточках его нет! То есть, вот что показано в месте его возможного стыка с основной линии "девятки" (девятого маршрута трамвая, бывшего доминантой и почти топонимом. С 1937 по 2013, 76 лет, получается, с человеческую жизнь. Кстати, не помню, чего это мы тогда не взбрыкнули против перенумерации трамвайных маршрутов, хотя, по сути, только 9 то и оставалась исторической. А можно было еще взбрыкнуть тогда :)
Я просто листаю карточки после уже показанной в сторону центра:
В общем, никаких съездов ни на какую трамвайнуй линию, что уходила бы на нынешнюю улицу Челюскина и нет, хоть на аэрофотосъемке и кажется, что оно есть... Зато на кое-что из карточек интересно подглядеть на АФС:
Судя по цвету улицы на АФС, специально и карьера не нужно, песок можно было бы прямо с улицы набирать. Кроме того, это было местной проблемой и достопримечательностью:
Кстати, вот казалось бы, мало у кого из казанцев найдется рассказ "а вот мои родичи жили в этих деревянных домиках до того, как тут построили сталинки и заасфальтировали пески". Но вот как раз у Жаржевского, нашего известного краеведа, как раз по одной из линий именно тут где-то и жили, и я удивляюсь, что он довольно мало про эти места именно в тот период и ту, одноэтажную первосреду писал в деталях, я так и вовсе узнал из личной переписки.
Остальные "ответвления" на немецкой АФС просто не читаются.
Но вернемся к загадочной линии по западу Соцгорода, по улице Челюскина. Есть еще один источник, разведданные немцев 1944 года. И вот что на них - указанная линия выходит вовсе не трамвайной, а железнодорожной и выходит к ветке, что ветвится чуть ли не от улицы Восход. Более того, на схеме эта ветка тоже расходится на один ус и две прожилки. Ох, как же с интересом мы пытались найти ее концы в районе улицы Айдаров, с Сергеем Саначиным походили по местным дворам, но ничего, конечно, не нашли визуального. Сейчас бы двух мужиков с горящими глазами шарящих по дворам заподозрили бы кое-в-чем, а тогда как-то спокойнее относились ) Если честно, то по этой трассировке уже на немецкой аэрофотосъемке-то месиво и есть ощущение, что барачная застройка уже "перетирает" старые линии насыпей.
А вот в районе начала Соцгорода никаких противоречий на фото нет - вот, отдельно видны пути от железной дороги слева, включая усы направо к стройке, и по диагонали - к трамвайным путям. При этом, прямо тут вот песчаные карьеры, причем не как на Ленской, как-то без остатка рекультивированные к современности, а напротив, превратившиеся в озеро с постоянным земснарядом в нем, видимо, как-то завязанном на цикле с силикатным заводом, ТЭЦ-2 и, заодно, с Γовнянкой. Про это озеро я знаю крайне мало, хотя подойти к нему ничего не стоит, да вот совсем незачем. Вроде как, на него перелетают в сильные морозы прикормившиеся в парке Урицкого утки, когда в озере парка Урицкого вода замерзает, а на этом озере, стало быть, нет.
Ну а вот дальше по улице Челюскина.. В свое время, в 2012 году, я, не имея еще немецкой съемки, делал там разведку и даже "нашел насыпи". Вот они:
Но радость была недолгой, как только осуществилась привязка немецкой аэрофотосъемки к местности.. Оказалось, что в этом ровно месте та линия и не пролегала. Она шла извилистее улицы Челюскина, а на уровне этого места шла по задам нынешнего частного сектора, стоящего напротив этих домов. Видимо, огороды этого частного сектора и не оставили этой насыпи никаких шансов.
Интересно, что ближе к ТЭЦевской есть тоже нечто насыпеобразное:
Ну а что касается последей, самой левой железной дороги на карте, то... Нет, мне, когда я очень интересовался темой, глючились самые лютые варианты. Мне снилось, что в тридцатые-пятидесятые в Соцгороде был вокзал узкоколейной железной дороги, так называемый "Алатский вокзал", по которому в какие-то недалекие районы, до ближайших лесов уходила узкоколейка, построенная комсомольцами. Там плотно переплелись с вымыслом сна реальные рассказы моей бабушки, которая из Соцгорода на санях ездила в Алат к подруге-врачу Ленизе, и как за ними в ночи по другой стороне оврага гнались волки, чьи глаза блестели в свете луны... Но то уже другая история, о которой непременно расскажем (подписывайтесь).
Более того, после этого мы находили новые, еще не найденные ранее железные дороги, и они были реальны:
Но конкретно в этом месте железная дорога.. посмотрите внимательно, видите 2 линии, такой вилочкой, как Y-ядәч? Одна из них очень напоминает Северный ход железной дороги в Казани, а вторая - Южный ход. Это всего лишь позиционная врезка, на котоой показано размещение проектируемой территории на карте всей Казани. И показаны крупные железные дороги Казани на этой врезке. Из-за качества фото этого особо и не понять...
Так что, этой, обведенной в самый крупный красный кружок, железной дороги, в Соцгороде никогда и не было!