Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

Железная дорога на территории Казани, которой никогда не было

Вот странная штука современность: где границы ее с прошлым? Казалось бы, в голове есть четкий образ, чем отличалось прошлое. Там другие люди, автомобили, дороги, трамваи, стоят не те здания, что сейчас, а те что стоят и сейчас, выкрашены в другой цвет. Но стоит начать копаться в источниках, в данных, как выясняется, что четкой границы-то и не было. Тут старые трамваи наползли на новые автомобили с новыми номерами, а тут сосуществует как будто бы давно снесенный дом с рекламой чего-то до боли современного... И не поймешь, вот так уж ли в прошлом 2009, 2014 или 2018, если за эти годы лежат письма в электронной почте и случайным образом сохраненные на рабочем столе файлы, а рабочий стол - все тот же? Вот и у меня сегодняшний вечер начался с неожиданного. Сын прорвался к компу и начал исследовать рабочий стол, нашел и такую вот картинку, сохраненную в октябри 2018 прямо на рабочий сто и забытую. Кому и что я доказывал, с чем спорил, кто и для чего мне это прислал? Вижу только Соцгород,а то

Вот странная штука современность: где границы ее с прошлым? Казалось бы, в голове есть четкий образ, чем отличалось прошлое. Там другие люди, автомобили, дороги, трамваи, стоят не те здания, что сейчас, а те что стоят и сейчас, выкрашены в другой цвет. Но стоит начать копаться в источниках, в данных, как выясняется, что четкой границы-то и не было. Тут старые трамваи наползли на новые автомобили с новыми номерами, а тут сосуществует как будто бы давно снесенный дом с рекламой чего-то до боли современного... И не поймешь, вот так уж ли в прошлом 2009, 2014 или 2018, если за эти годы лежат письма в электронной почте и случайным образом сохраненные на рабочем столе файлы, а рабочий стол - все тот же?

Вот и у меня сегодняшний вечер начался с неожиданного. Сын прорвался к компу и начал исследовать рабочий стол, нашел и такую вот картинку, сохраненную в октябри 2018 прямо на рабочий сто и забытую. Кому и что я доказывал, с чем спорил, кто и для чего мне это прислал? Вижу только Соцгород,а точнее даже генплан до его постройки, быть может, года из 1939 или 40 и три обведенных в красные кружки ситуации на нем. Начинаю вспоминать, а что за ситуации, и чем они могли быть нам интересны...

Инвентарная карточка участка рельсового пути за 1940 год, интересующий нас участок
Инвентарная карточка участка рельсового пути за 1940 год, интересующий нас участок

Первым делом вспоминается самый правый кружок. И сразу вспоминаю, о чем там речь. Показано сразу 2 трассировки пути: изначальный, построенный как было удобнее и быстрее, и более согнутый под прямым углом (как сейчас), построенный так, чтобы старый трамвайный путь обогнул площадку перед ДК имени Ленина. Видимо его утвердили и спроектировали позднее трамвайных путей.

А на этой карточке изгиб, где 73 метра еще старый.
А на этой карточке изгиб, где 73 метра еще старый.

Кстати, что за река тут отмечена на путях? Да это же, кажется, прости господи, Γовнянка в верхнем течении... Еще не спрятанная в трубу.

Немчики летают, Соцгород нам снимают...
Немчики летают, Соцгород нам снимают...

Правда вот тут, в 42, ее как будто не видать, но видать спрямленный коллектор, зато выше по карте есть и правда естественный овраг, ныне засыпанный вот без остатка, но на трамвайных инвентарных карточках он никак не показан.

-5

Куда интереснее рельсовый путь, обозначенный на втором кружке, еще правее. Дело в том, что его обнаружение на карте-врезке Казани на карте Татарской АССР 1940 года для меня было большой сенсацией, и только потом я стал находить его присутствие на других источниках. Кстати, он частично обсуждался и тут:

Самое удивительное теперь вот в чем: на трамвайных карточках его нет! То есть, вот что показано в месте его возможного стыка с основной линии "девятки" (девятого маршрута трамвая, бывшего доминантой и почти топонимом. С 1937 по 2013, 76 лет, получается, с человеческую жизнь. Кстати, не помню, чего это мы тогда не взбрыкнули против перенумерации трамвайных маршрутов, хотя, по сути, только 9 то и оставалась исторической. А можно было еще взбрыкнуть тогда :)

Я просто листаю карточки после уже показанной в сторону центра:

В общем, никаких съездов ни на какую трамвайнуй линию, что уходила бы на нынешнюю улицу Челюскина и нет, хоть на аэрофотосъемке и кажется, что оно есть... Зато на кое-что из карточек интересно подглядеть на АФС:

Подозрительно маленький песчаный карьер на Ленской. Правда вот рядом что-то типа озерца, может быть тоже бывший карьер.
Подозрительно маленький песчаный карьер на Ленской. Правда вот рядом что-то типа озерца, может быть тоже бывший карьер.

Ссылка на карту

Судя по цвету улицы на АФС, специально и карьера не нужно, песок можно было бы прямо с улицы набирать. Кроме того, это было местной проблемой и достопримечательностью:

Ну, это, правда на нынешней Усманова
Ну, это, правда на нынешней Усманова

Кстати, вот казалось бы, мало у кого из казанцев найдется рассказ "а вот мои родичи жили в этих деревянных домиках до того, как тут построили сталинки и заасфальтировали пески". Но вот как раз у Жаржевского, нашего известного краеведа, как раз по одной из линий именно тут где-то и жили, и я удивляюсь, что он довольно мало про эти места именно в тот период и ту, одноэтажную первосреду писал в деталях, я так и вовсе узнал из личной переписки.

Остальные "ответвления" на немецкой АФС просто не читаются.

Немчики и глазами на местности орудовали
Немчики и глазами на местности орудовали

Но вернемся к загадочной линии по западу Соцгорода, по улице Челюскина. Есть еще один источник, разведданные немцев 1944 года. И вот что на них - указанная линия выходит вовсе не трамвайной, а железнодорожной и выходит к ветке, что ветвится чуть ли не от улицы Восход. Более того, на схеме эта ветка тоже расходится на один ус и две прожилки. Ох, как же с интересом мы пытались найти ее концы в районе улицы Айдаров, с Сергеем Саначиным походили по местным дворам, но ничего, конечно, не нашли визуального. Сейчас бы двух мужиков с горящими глазами шарящих по дворам заподозрили бы кое-в-чем, а тогда как-то спокойнее относились ) Если честно, то по этой трассировке уже на немецкой аэрофотосъемке-то месиво и есть ощущение, что барачная застройка уже "перетирает" старые линии насыпей.

А вот в районе начала Соцгорода никаких противоречий на фото нет - вот, отдельно видны пути от железной дороги слева, включая усы направо к стройке, и по диагонали - к трамвайным путям. При этом, прямо тут вот песчаные карьеры, причем не как на Ленской, как-то без остатка рекультивированные к современности, а напротив, превратившиеся в озеро с постоянным земснарядом в нем, видимо, как-то завязанном на цикле с силикатным заводом, ТЭЦ-2 и, заодно, с Γовнянкой. Про это озеро я знаю крайне мало, хотя подойти к нему ничего не стоит, да вот совсем незачем. Вроде как, на него перелетают в сильные морозы прикормившиеся в парке Урицкого утки, когда в озере парка Урицкого вода замерзает, а на этом озере, стало быть, нет.

Ну а вот дальше по улице Челюскина.. В свое время, в 2012 году, я, не имея еще немецкой съемки, делал там разведку и даже "нашел насыпи". Вот они:

Но радость была недолгой, как только осуществилась привязка немецкой аэрофотосъемки к местности.. Оказалось, что в этом ровно месте та линия и не пролегала. Она шла извилистее улицы Челюскина, а на уровне этого места шла по задам нынешнего частного сектора, стоящего напротив этих домов. Видимо, огороды этого частного сектора и не оставили этой насыпи никаких шансов.

Интересно, что ближе к ТЭЦевской есть тоже нечто насыпеобразное:

-12

Ну а что касается последей, самой левой железной дороги на карте, то... Нет, мне, когда я очень интересовался темой, глючились самые лютые варианты. Мне снилось, что в тридцатые-пятидесятые в Соцгороде был вокзал узкоколейной железной дороги, так называемый "Алатский вокзал", по которому в какие-то недалекие районы, до ближайших лесов уходила узкоколейка, построенная комсомольцами. Там плотно переплелись с вымыслом сна реальные рассказы моей бабушки, которая из Соцгорода на санях ездила в Алат к подруге-врачу Ленизе, и как за ними в ночи по другой стороне оврага гнались волки, чьи глаза блестели в свете луны... Но то уже другая история, о которой непременно расскажем (подписывайтесь).

Более того, после этого мы находили новые, еще не найденные ранее железные дороги, и они были реальны:

Но конкретно в этом месте железная дорога.. посмотрите внимательно, видите 2 линии, такой вилочкой, как Y-ядәч? Одна из них очень напоминает Северный ход железной дороги в Казани, а вторая - Южный ход. Это всего лишь позиционная врезка, на котоой показано размещение проектируемой территории на карте всей Казани. И показаны крупные железные дороги Казани на этой врезке. Из-за качества фото этого особо и не понять...

Так что, этой, обведенной в самый крупный красный кружок, железной дороги, в Соцгороде никогда и не было!