Итак, я заморочился с обменом водительского удостоверения. Но сначала нужно пройти мед.справку – без неё права менять не будут. Последний раз я справку проходил аж 10 лет назад! И тогда же последний раз фоткался на документы. Посмотрел фотки и засомневался, что они вряд ли подойдут – за 10 лет портрет заметно изменился. Пожалуй, будет лучше заново сфоткаться и уже со свежим портретом ехать в районную поликлинику.
Маленькое отступление. Фото на документы в нашей местности делают в ближайшем городе, а поликлиника находится в районном пгт. Расстояние между ними приличное, добираться пригородными автобусами. Автобусы ходят строго по расписанию – то следом один за другим, то наблюдаются «окна затишья» на пару часов.
Сфотографироваться можно и дома на фоне белой стены. Но распечатать снимки мне не на чем, поэтому ехать всё равно придётся в город в сервисный центр. Ну, а коли ехать в город, то там же сразу и посмотреть как из объектива «птичка вылетит».
Кстати, из уст фотографов в ателье давно не слышал фразы про птичку. Хотя, признаться честно, я и в фотоателье-то давненько не бывал. Первый фотоаппарат у меня появился в 1979-м году – это была Вилия-Авто за 42 рубля и с тех пор ни одной художественной фотографии в фотоателье я не делал, исключительно только на документы. Хотя зря...
Для новокузнечан сообщу – я вырос в Орджоникидзевском районе и в Абашево на улице Пушкина в фотоателье работал Мастер своего дела Чухров Виктор Михайлович. Невысокого роста мужчина, сильно прихрамывал, ездил на синей «Волге» ГАЗ-21. Иногда его встречал на выездных заказах. В частности, когда в автокатастрофе погиб мой друг (тот самый, который покупал мне гитару), на дом приезжал В.М. Чухров и фотографировал старым раскладным фотоаппаратом с «гармошкой» Москва-5. У него самый большой кадр на рулонной плёнке – 6х9 см, следовательно, снимки получаются с высочайшей детализацией. Впоследствии на рынке я себе тоже купил такой же раритет. В рабочем состоянии он лежит у меня, храню как память аналоговой (плёночной) фотографии.
За Чухровым Виктором Михайловичем заметил такую особенность: если он фотографировал на художественное фото, то говорил, что сейчас вылетит птичка; если фотографировал на документы, то просил сидеть смирно, не шевелиться и не моргать.
Впрочем, возвращаемся к дням нынешним. Утренним автобусом еду в город, дожидаюсь открытия фотопункта. Данную точку знаю давно, но раньше тут работал мужчина. А сейчас женщина. Разговорились. Оказывается, она – его жена и они работают по очереди. Видимо, по случайному стечению обстоятельств я всегда попадал на мужчину.
В принципе, мне без разницы у кого сфоткаться, лишь бы фотки были. Объясняю задачу куда мне нужны снимки, сижу неподвижно перед фотоаппаратом, щёлкает затвор, небольшие манипуляции в ноутбуке и через пять минут четыре фотки 3,5 на 4,5 см готовы. Цена вопроса – 250 рублей. Теперь надо ехать в райцентр в поликлинику.
Прихожу на остановку. Кроме худощавого мужчины лет 40 больше никого нет. Он жалуется:
– Буквально на минутку опоздал. А теперь когда будет следующий – кто его знает.
Стоим вдвоём, разговариваем о том о сём. Выясняется, что он так же как и я не из местных, приехал сюда из Урала.
Подходит пожилая женщина, села на скамеечку. Теперь нас трое. Спустя немного времени подходит девушка, говорит нам:
– Автобус будет не скоро. Поехали в частном такси. Нас как раз четверо.
Пожилая женщина поинтересовалась:
– А сколько с человека?
Девушка отвечает:
– Сто рублей.
Кстати, в автобусе стоимость проезда составляет в два раза меньше – 50 рублей. Тем не менее, соглашаемся и пошли к месту стоянки частного такси – тут рядышком.
Пожалуй, уместно пояснить, что сейчас нет государственного таксопарка, все такси можно назвать частными. Однако всё же следует их разделить на частников (работают на себя, машины личные без опознавательных знаков в виде шашечек) и на фирмы (таксисты работают на хозяина, машины предпринимателя в характерной раскраске; из таковых у нас тут Яндекс.Такси).
Рассаживаемся в салон «шестёрки» – девушка впереди рядом с водителем (она заранее забронировала место и пошла на остановку за нами), мы устроились сзади. Поехали. По дороге водитель у нас интересуется кому куда надо, оказалось, что мы все едем в одном направлении, а это значительно дальше автовокзала (здесь его называют автостанцией). Мужчина достаёт из сумки шину для пилы, говорит:
– Соседу дал пилу яблоню в саду спилить, а он мне её изнахратил. Чего он с ней делал? Поизогнул её, канавку будто автогеном жарили, звёздочка болтается.
Смеюсь:
– Наверно, цепь перетянул, пилил без масла и вдобавок ещё спилом зажало.
Мужчина сетует:
– Вот, пришлось новую шину покупать.
Вопрос как-то сам собой с языка слетел:
– С шагом цепи не ошибся?
Мужчина оторопел, чем вызвал у меня удивление:
– А что это такое?
Объясняю ему:
– Расстояние между цвеньями цепи. Оно бывает разное, но обычно два стандарта. Ты разве не знаешь об этом?
Мужчина скривил гримасу:
– А как узнать?
Показываю ему маркировку на шине:
– Ты купил с шагом 3/8. Кстати, у меня тоже такая же. А бывает ещё 0,325.
Мужчина в недоумении:
– И что, они не подходят друг к другу?
Мотаю головой:
– Нет. Если ошибся с шагом, у тебя цепь на звёздочку не ляжет.
Мужчина впал в уныние:
– А я не знал. Думал, что они все одинаковые, только длина разная.
Говорю ему:
– Тебе надо было с собой цепь взять.
Мужчина качает головой:
– Надо было. Мне ж никто не подсказал.
Советую ему:
– Ты вот что, сильно-то не расстраивайся. Сейчас приедешь домой, шину на пилу не ставь, а накинь на неё цепь. Если с шагом угадал, то цепь ляжет на звёздочку. Можешь вдобавок цепь продёрнуть на шине, заодно посмотришь как она по звёздочке бегает. Если с шагом не угадал, тогда вези шину назад в магазин на обмен. Чек сохранил?
Мужчина достал из пакета кассовый чек:
– Да, вот.
Обнадёживаю его:
– Тогда всё в порядке.
Подъехали до места назначения. Девушка расплатилась с водителем, по смартфону безналом скинув со своей карты 100 рублей. Пожилая женщина протягивает 500 рублей, водитель смутился:
– У меня сдачи нет. Поменьше не найдётся?
Поменьше не нашлось. Мужчина предлагает:
– Да вон в магазинчике иди разменяй.
И выходит из машины вместе с водителем. Расплатился с ним, стоя около авто, и пошёл вглубь квартала, а водитель – в магазин. Сидим с женщиной в машине, ждём водителя. Через пару минут приходит, отдаёт пожилой женщине сдачу. Говорю водителю:
– У меня тысячная купюра. Давай я тебе на карту скину.
Водитель огорошил:
– А за тебя заплатили.
Я глаза вытаращил:
– Кто?!
Водитель отвечает:
– Мужик с шиной. Он двести рублей дал – сказал что за себя и за седого.
Да, я действительно седой как лунь, а когда-то был темноволосым. 10 лет назад седина уже была, но только на висках, а теперь она по всей короткостриженой причёске.
В недоумении развожу руками:
– Слушай, я его знать не знаю, впервые видел.
Водитель смеётся:
– Мне-то какое дело? Я взял свою сумму, лишнего мне не надо.
В общем, наотрез отказался он диктовать свой номер телефона. Ну что ж, нет так нет. Конечно, рад мужчине за доброту – хотя сумма и не особо велика, но пенсионеру сто рублей лишними не будут. Мелочь, а приятно.
Попрощавшись с водителем, я направился в сторону поликлиники обходить медицинскую справку.