Самые частые вопросы, которыми задаются родители детей, переживших утрату:
- Говорить ли ребенку, что близкий человек умер?
- Посвящать ли его в процесс семейного горевания?
- Брать ли ребенка на похороны?
- Нужно ли в разговорах с ребенком вспоминать усопшего?
При ответе на эти вопросы многие родители могут привести аргументы как "за", так и "против", что и усложняет принятие четкой позиции. На самом деле ответы на эти вопросы, с психологической точки зрения, имеют, практически, однозначный ответ – да!
Если по вышеизложенным вопросам принято решение – "нет", то, зачастую, это чревато следующими последствиями.
- В ситуациях сокрытия происходящего усиливается тревожность, появляется повод для страхов, возрастает недоверие ко взрослым, поскольку ребенок все равно чувствует потерю и подозревает о смерти близкого человека.
- Изолированный от семейного процесса горевания ребенок ощущает себя оставленным и покинутым, у него создаётся впечатление, что его чувства никому не интересны, а это только усугубляет страдание от переживания.
- Работа горя может быть нарушена при ощущении незавершенных отношений с умершим. При этом также могут начать формироваться страхи. Это чувство часто возникает, если ребенка не взяли на похороны и он не видел как близкого человека провожали в последний путь.
- В случаях, когда взрослые пытаются уйти от разговоров об умершем с ребенком, так же блокируется работа горя, она не завершается.
Пример из психологической литературы:
У девочки 10 лет после смерти ее младшего брата возникла сильная тревога и беспокойство: она внезапно стала бояться находиться одна дома и везде включала свет, хотя с 7 лет спокойно оставалась одна. При беседе с ребенком, выяснилось, что родители не взяли ее на похороны, и теперь она боится наступить на его труп в квартире. Маме было рекомендовано доступно рассказать дочке о том, что брат похоронен и описать как проходил день прощания с ним и процедура захоронения. После этого страхи исчезли и девочка успокоилась.
Если же на вышеперечисленные вопросы ответ – "да", то помимо предотвращения описанных последствий, имеется и позитивный результат:
- эмоциональная поддержка способствует укреплению взаимоотношений с близкими людьми;
- уменьшение психоэмоционального напряжения облегчает проживание горя;
- приобретается жизненный опыт моделей поведения в случае смерти;
- ребенок приходит к пониманию, что жизнь может продолжаться полноценно, несмотря на чувство скорби.
Участие ребенка в семейном трауре помогает ему справиться с утратой и познать новое для себя, фундаментальное, тему жизни и смерти, с чем он впервые сталкивается в лице переживания смерти близкого человека.
Психолог - Фомина Любовь Александровна
тел. 89500864065