Найти тему
РЭУ им. Г. В. Плеханова

Международный день грамотности

Во всём мире 8 сентября ежегодно отмечается Международный день грамотности, который относится к числу официальных праздников ООН. Преподаватели кафедры иностранных языков №3 ВШСГН РЭУ им. Г.В. Плеханова предлагают вам обзор истории и традиций этого праздника, а также некоторые советы для повышения уровня собственной грамотности, которая является залогом успеха в учёбе и в будущей профессии.

Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО по итогам Всемирной конференции министров образования, которая проходила в Тегеране в 1965 году и главной темой которой являлся вопрос о ликвидации безграмотности. Датой праздника был выбран день торжественного открытия этой конференции. Значимость этого праздника как для каждой отдельно взятой страны, так и для мирового сообщества в целом трудно переоценить, поскольку повышение грамотности способствует снижению уровня нищеты, достижению гендерного равенства, расширению прав и возможностей для различных групп населения, обеспечению устойчивого мирового развития.

В связи с этим в рамках Международного дня грамотности мировое сообщество стремится объединить усилия в распространении знаний и дать доступ к образованию как можно большему количеству людей. К сожалению, даже в современном мире далеко не каждый человек умеет писать или читать. Нехватка школ, войны, традиции, запрещающие учиться определенным слоям населения, обуславливают в ряде стран проблемы при получении образования. Согласно статистике ЮНЕСКО, в 2022 году в мире неграмотными оставались около 770 миллионов человек, среди которых преобладали жители развивающихся стран.

В России в начале XX века грамотой владели около 20–30% населения. Чтобы исправить ситуацию, в 1919 году руководство СССР запустило программу массовой ликвидации безграмотности, которая действовала до конца 1940-х годов. В населенных пунктах открывались специальные школы, куда отправляли не только детей, но и взрослых, печатались буквари, для учащихся сотрудников предприятий сокращали рабочие дни. В результате уже к 1939 году грамотность среди людей в возрасте от 16 до 50 лет составляла 90%. В настоящее время уровень грамотности населения в РФ составляет 99%.

День грамотности в России также отмечается ежегодно и имеет свои традиции. На протяжении многих лет каждый желающий может освежить свои знания путем написания проверочных диктантов. В городских библиотеках в этот день проводятся мастер-классы и конференции, организовываются свободные чтения и различные конкурсы с вручением грамот и памятных подарков. Волонтеры посещают дома престарелых, детские больницы, организовывая обучающие курсы, чтение классической литературы вслух, небольшие сценические постановки.

Особый интерес представляет происхождение самого слова «грамотность» не только в русском, но и в других языках, а также расширение его первоначального значения в процессе развития современного общества. В русском языке слово «грамотность», обозначающее умение читать и писать на родном языке, имеет греческие корни (др.-греч. γράμμα– знак, буква, символ, письмо, запись; γράμματα – чтение и письмо). Его более архаичным вариантом является слово «грамота» («учить грамоте»), которое в настоящее время имеет ещё другое значение («почётная грамота»).

На английском языке Международный день грамотности называется «International Literacy Day», при этом слово «literacy» происходит от латинского слова «littera» («буква»). На французском языке этот праздник называется «la Journée internationale de l'alphabétisation», а на немецком языке «der Welttag der Alphabetisierung», при этом в обоих случаях слово «грамотность» происходит от слова «алфавит» (фр. «alphabet» и нем. «das Alphabet»).

Со временем слово «грамотность» в русском языке приобрело более широкое значение. В настоящее время оно может обозначать: 1) умение читать и писать на родном языке, 2) соответствие нормам литературного языка, отсутствие грамматических, орфографических и стилистических ошибок, 3) владение необходимыми знаниями, сведениями, навыками в какой-либо области. Последнее значение обуславливает появление таких словосочетаний как «компьютерная грамотность», «финансовая грамотность», «политическая грамотность», «техническая грамотность», «правовая грамотность», «функциональная грамотность» и др. Однако, далеко не во всех языках слово «грамотность» приобрело это новое значение, что наглядно иллюстрирует перевод таких сочетаний, например, «компьютерная грамотность» – англ. «computer literacy», фр. «culture informatique», нем. «die Computerkenntnisse».

-2

Но вернёмся к понятию «грамотность» в традиционном смысле, а именно способности не просто читать и писать на родном языке, но и способности создавать собственные письменные тексты и устные выступления, соблюдая существующие правила, соответствуя общепринятой языковой норме и демонстрируя высокий уровень владения языком. Несмотря на то, что в современном обществе большинство людей не испытывают явных трудностей при чтении или письме на родном языке, всё же нередко имеют место неуверенность при применении определённых грамматических и орфографических правил или неправильное понимание значения слов. Интенсивное общение посредством кратких сообщений в чатах и мессенджерах, использование сленга и англицизмов, особенно характерные для представителей молодого поколения, нередко приводят к понижению уровня грамотности и ухудшению языковой компетенции. При этом высокий уровень грамотности необходимо иметь не только будущим лингвистам, переводчикам и преподавателям, но и будущим представителям других профессий, например, менеджерам, экономистам, специалистам по рекламе, связям с общественностью, туризму, социологам, политологам, психологам и т. д.

Как же можно повысить уровень собственной грамотности? В заключение, несколько советов, которые, как мы надеемся, будут вам полезны:

  • Старайтесь всегда вести грамотную переписку. Это особенно касается деловой переписки, но и при повседневном общении стоит следить за грамотностью своих сообщений.
  • Сомневаясь в написании какого-либо слова или выражения, используйте для проверки обычные словари или Интернет-ресурсы.
  • Повторяйте грамматические и орфографические правила. Правило следует внимательно прочитать, разобрать на примерах и попрактиковаться самостоятельно.
  • Читайте качественную литературу, прежде всего художественную литературу, но также публицистические и научно-популярные тексты.
  • Посещайте театры, любой из театральных жанров поднимет ваш уровень знания языка и доставит массу удовольствия.
  • Старайтесь больше общаться с людьми, имеющими хорошее образование, со взрослым поколением.
  • Участвуйте в дискуссиях, конференциях, круглых столах. Публичные выступления существенно способствуют развитию грамотной речи и помогают научиться ясно излагать свои мысли.
  • Пишите собственные эссе и статьи на интересующие вас темы.
  • Следите за изменениями в русском языке, словарный состав которого постоянно пополняется неологизмами. Даже не пользуясь этими словами ежедневно, необходимо знать их значение во избежание неловких ситуаций в разговоре с другими людьми.

Материал подготовили преподаватели кафедры иностранных языков №3 ВШСГН РЭУ им. Г.В. Плеханова:

Е. В. Брискина, к.ф.н., доцент

Е. И. Дмитриева, к.ф.н., доцент

Н. В. Каржанова, к.ф.н., доцент