После Первого Полоцкого побоища (17-18 августа), окончившегося победой франко-баварской группировки, её новый командующий, новоиспеченный маршал Лоран Гувьон Сен-Сир, добившийся установления паритета на своем направлении и снижения активности русских, принялся за организацию добычи продовольствия и фуража для своего буквально умиравшего от голода и болезней войска - так, например, если 21 августа в 6-м баварском корпусе насчитывалось 10 тысяч солдат под ружьем, и 8 тысяч в госпиталях, то на 1 октября корпус насчитывал только 6 тысяч человек, способных держать оружие. Сен-Сир непрестанно жаловался на недостаточное снабжение, отсутствие фуража, еды и медикаментов. Витгенштейн, в свою очередь, начал постепенно стягивать подкрепления, а также организовал малую партизанскую войну, высылая небольшие конные отряды с целью помешать французам в добыче провизии. С этой задачей особенно хорошо справлялись казаки, не оставляя шансов ослабленной коннице неприятеля.
В таком качестве противники продолжали находиться вплоть до октября, когда стало известно о начале отступления "Московской" армии Наполеона, а Витгенштейн, скопивший к тому моменту более чем двукратное численное превосходство (40 тысяч человек, в том числе 9 тысяч ополченцев, при 152 орудиях, а также корпус Штейнгеля, который двинулся на поддержку к Витгенштейну - 9-13 тысяч человек и 18 пушек), получил приказ начать наступление и вернуть Полоцк.
В скором времени Сен-Сир понял, что противник намерен атаковать. У маршала было 14 тысяч боеспособных человек во 2-м корпусе и 5-6 тысяч в 6-м. Он организовал вокруг города укрепления, выстроив редуты и палисады. Однако писал своим коллегам и Бертье, что позиция крайне опасная и он вряд ли сумеет ее удержать.
Первые столкновения произошли 14 октября у Сиротино - наступающий Витгенштейн отбросил правое крыло 2-го корпуса. К 16-му числу он был рядом с Полоцком. Русский генерал разделил свои войска на 3 колонны - слева направо Бегичева (Северо-восток), Берга (центр) и Яшвиля (наступал с Северо-Запада) 4-й колонной должен был стать корпус Штейнгеля (еще Западнее Яшвиля). По плану, Витгенштейн должен был обойти Сен-Сира с тыла, отрезать от главной армии и отбросить его к Литве, после чего самому двинуться на соединение с Чичаговым, а преследование отброшенного противника доверить Штейнгелю.
Сен-Сир решил, что будет удерживать Полоцк до тех пор, пока противник не переправит через Двину значительные силы, после чего маршал оставит позиции и будет прикрывать отступление Наполеона. 16-го он приказал очистить городские госпитали и отправить больных вместе с обозом за Двину.
17 октября Витгенштейн оттеснил дивизию Мерля впритык к Полоцку и стороны довершили последние приготовления к битве.
18-го числа началось сражение - русские атаковали с трех направлений, но нескоординированно - колонна Яшвиля, отделенная от других рекой и значительным расстоянием, получила приказ наступать лишь в 16 часов, когда атаки первых двух колонн окончились безрезультатно. Узнав об атаке Яшвиля, Витгенштейн повел остальную армию, только закончившую бой, в новую атаку, но ворваться в город так и не удалось. В целом бои 18-го октября проходили с переменным успехом и представляли собой обоюдные атаки и контратаки противников. В этот же день Сен-Сир получил серьезную рану в ногу, но приказал извлечь пулю и после быстрой перевязки продолжил командовать.
Всё это время маленький баварский отряд Штрёля на реке Ушачь при слабой поддержке кавалерии Корбино сдерживал наступление Штейнгеля, благодаря чему тот так и не смог прорваться к Полоцку вовремя.
19-го числа Сен-Сир получил информацию о приближении Штейнгеля и отрядил к Штрёлю и Корбино подкрепления под командованием Вреде, который и принял общее начальство над отрядом прикрытия - всего около 4,5-5 тысяч человек. Вреде атаковал Штейнгеля, практически вышедшего в тыл Сен-Сиру, и отбросил его авангард.
Тем временем в 15 часов были замечены приготовления Витгенштейна к атаке, но Сен-Сир отказался от предложений отступить, т.к. это спровоцировало бы немедленную атаку русских. Решено было ретироваться под покровом темноты. В 2 часа ночи с 19 на 20 число, заметив шевеления в городе, русские начали массированную бомбардировку Полоцка, под прикрытием которой атаковали, выбив противника с нескольких позиций, обратив в бегство и пленив отдельные части. Особенно в этой атаке отличились дружины ополченцев, даже Сен-Сир признал мужество и успех "бородатых людей" на отдельных участках фронта, но по итогу наступающие войска попали под смертоносный огонь засевшего в зданиях неприятеля, что остановило атаку. Однако бомбардировка и отдельные бои продолжились вплоть до 3 часов ночи, когда наконец последний солдат Сен-Сира не переправился через Двину - эвакуация была организована грамотно - по одному мосту переправлялись пехота и кавалерия, по другому - артиллерия, после этого мосты были уничтожены.
В качестве трофеев русским досталась 1 пушка, запасы хлеба и 2 тысячи пленных, захваченных в ходе боёв. Общие потери Сен-Сира составили - 6-7 тысяч человек. Витгенштейн потерял 8 тысяч. По словам Марбо, Полоцк полностью сгорел в результате бомбардировки.
Тем временем при Бононии Вреде был атакован Штейнгелем в 4 часа утра 20-го числа, но сумел отбиться и сам перешел в наступление, в результате которого отбросил превосходящие силы противника за реку Ушачь. Вреде атаковал с таким мастерством и рвением, что Штейнгель, приняв его небольшрй отряд за всю группировку Сен-Сира, решил отступить еще дальше, к Дисне, потеряв 1500 человек пленными и 1200 убитыми и раненными. Вреде хотел продолжить атаку и довершить разгром, но в этот момент был отозван Сен-Сиром, т.к. его миссия уже была выполнена и он рисковал быть отрезанным от своего начальника Витгенштейном, как только тот переправится через Двину. Общие потери Вреде неизвестны, кроме того, что в плен попало около 300 человек.
Группировка Сен-Сира (из-за ранения маршал сдал командование Леграну, тот вскоре передаст его выздоровевшему Удино) двинулась на соединение с 10-м корпусом Виктора, Вреде же вскоре начал собственную кампанию во главе остатков 6-го корпуса, отказавшись подчиняться Леграну.
В то время как Витгенштейн, получивший за взятие Полоцка звание генерала от кавалерии, дал войскам отдых, занялся наведением мостов и, отслужив благодарственный молебен 22 числа, к 23 переправил основную массу войск на левый берег Двины и продолжил свое наступление, которое приведет к битвам при Чашниках, Смолянах и в итоге выведет его к Березине.
Современный исследователь Ю.Л. Жмодиков считает, что «Полоцкая операция русских войск, хотя и не достигла намеченной цели, имела определённый успех: противник вынужден был отступить и понёс ощутимые потери. Однако следует признать, что достижение даже этих результатов лишь в малой степени является заслугой обоих русских военачальников и прямым следствием их действий».
К этому стоит добавить, что Сен-Сир и Вреде в очередной раз продемонстрировали незаурядные полководческие способности и с достоинством вышли из крайне тяжелой ситуации, успешно отступив из полу-окружения двукратно превосходящих сил противника и умудрившись нанести ему более высокие потери, что резко выделяет этих двух командующих на общем фоне маршалов и генералов Великой Армии в 1812 году, как правило не особо блиставших в противостоянии с русскими войсками.
По книге А.И. Попова
Материал тг канала С. Галеева «Наполеон Бонапарт». Подписаться: https://t.me/NapoleonBonapart_publicTG