Владельцев такси обязали оформлять полис ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика). Дополнительные расходы неизбежно поднимут стоимость поездок, считают те, кто работает в этой сфере. Что делать пассажирам? Пересаживаться на автобусы. Тем более власти всех регионов Северного Кавказа то и дело говорят о закупке общественного транспорта.
Спокойнее, но дороже
С 1 сентября вступили в силу поправки в 580 Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси... », обязывающие водителей страховать свою ответственность за пассажира. На оформление полисов, по словам замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Дениса Янакова, отведено 60 дней переходного периода.
«В ноябре мы проведём контрольный обзор и начнём привлекать к ответственности за отсутствие ОСГОП и владельцев такси, и водителей», - рассказал замминистра.
Он добавил, что уже большинство перевозчиков давно добровольно оформляют полисы ОСГОП. Теперь это стало обязанностью для всех.
«Если полис есть, в случае травм из-за ДТП пострадавшие получат страховую выплату. Так что обязанность оформлять такой документ вводится во благо пассажиров», - считает замминистра.
Сами перевозчики относятся к нововведению неоднозначно. Представитель Общественного совета по развитию такси в Ставропольском крае Александр Деренко говорит, что страховать ответственность перевозчиков надо, но лучше было бы оставить вопрос с такси на усмотрение самого водителя. Если он работает сам на себя, не берёт междугородние заказы и возит небольшое количество постоянных клиентов, ОСГОП, полагает эксперт, ему не нужен.
«Это дополнительная нагрузка для мелкого бизнеса, - поясняет Деренко. - И без того многие мои знакомые, для которых перевозки пассажиров были подработкой или видом самозанятости, сейчас уходят из этой сферы. Работа в такси была интересна людям до тех пор, пока в прошлом году их не обязали получать разрешение на такую деятельность. Теперь их автомобили «засвечиваются» как использованные для пассажирских перевозок, рыночная стоимость падает, поэтому желающих возить людей всё меньше. А теперь ещё и полисы. Люди не захотят нести дополнительные расходы. Водителей будет меньше, вырастет спрос, повысятся тарифы».
Александр говорит, что в Ставропольском крае к таксистам относятся с пониманием. Нет строгих требований к цвету автомобилей, экологической чистоте топлива. Но и в таких благоприятных условиях поездки могут, по его мнению, подорожать на 15-20%, тем более постоянно стремятся вверх цены на топливо и запчасти.
Если у вас нет машины...
Если цены снова вырастут, это может больно ударить по кошелькам жителей региона. Если в Ставрополе в дневное время проблем с транспортом не так уж много, то в других населённых пунктах люди часто жалуются на отсутствие или дефицит маршруток и автобусов.
Например, в сёлах Добровольном и Первомайском Ипатовского округа одиноким пожилым людям, у которых нет машины, приходилось вызывать такси или нанимать соседей, чтобы добраться до центра округа в аптеку или по другим важным делам. Они жаловались губернатору края, и в июле администрация округа пообещала запустить три новых маршрута из центра в сёла. Но до сих пор не удалось найти водителей.
«Размещаем объявления в местной газете, подали вакансии в центр занятости, но пока желающих нет. Надеемся запустить автобусы до конца сентября. Маршрутов будет пять, три из них поедут по сельским территориям, два - в городе», - сообщили «АиФ-СК» в пресс-службе администрации округа.
Не намного лучше ситуация была и в Светлограде. В начале лета там отменили автобус №11, который обслуживал огромное количество улиц: Калинина, Матросова, Петра Бурлака, Громова, Юбилейную, Солнечную, Куйбышева, Мира, Долинную.
«В нашем микрорайоне живёт взрослое население - пенсионеры, мамочки с детками, инвалиды, - и без автобуса нам не обойтись, мы удалены от центра города, пешком далеко, такси стало очень дорогим, цены взлетели в разы. Не у всех есть личное авто», - писали жители Светлограда главе региона.
«До центра,в детскую больницу - либо пешком,что невозможно сделать с ребёнком в силу его возраста, либо на такси. Вот и Год семьи. А за пенсионеров так я вообще молчу, с их-то копеечными пенсиями только и кататься на такси», - возмущались они.
Оказалось, частному перевозчику стало невыгодно работать. Когда вопрос вышел на краевой уровень, маршрут вернули.
Обязаны перевозить
Как объяснил замглавы минтранса края, 131 федеральный закон о местном самоуправлении обязывает администрации организовывать работу общественного транспорта во всех населённых пунктах. А чтобы это было менее обременительно для муниципалитетов, край подал заявку в федеральный центр и получил из Москвы специальные казначейские кредиты на закупку новых автобусов.
С 2023 года на Ставрополье прибыло 204 единицы общественного транспорта большого, среднего и малого классов. Часть из них была передана в города и округа, в том числе для того, чтобы связать сёла с административными центрами регулярным автобусным сообщением.
«На линии маршрутной сети краевого центра и муниципалитетов вышли 129 автобусов. 40 из них направлены в девять муниципальных образований, 89 - задействованы на маршрутах Ставрополя. До 1 октября в десяти муниципальных образованиях запустим ещё 44 автобуса. Остальные 33 выйдут на линии в четвертом квартале этого года», - уточнил Денис Янаков.
В Ставрополе, по его словам, перевозчики пообещали с 1 сентября увеличить число транспортных средств на действующих маршрутах. Кроме того, начнут ездить маршрутки № 33 и № 5, появится автобус №1 от автовокзала Ставрополя до аэропорта. Потом планируется возобновить троллейбусный маршрут № 6 «45 Параллель - Танк», запустить троллейбус № 13 «Ул. И. Щипакина - ж/д вокзал» и продлить маршрут № 4 в Юго-Западном районе за счёт автономного хода. 45 новых «рогатых» должны выйти на улицы города конца сентября. А так как при их покупке удалось сэкономить, то будет объявлен конкурс на закупку ещё 11 троллейбусов.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В 2024 году за счёт казначейских кредитов обновляется парк общественного транспорта во всех регионах СКФО.
78 автобусов ГАЗ для 45 муниципальных и межмуниципальных маршрутов поступили в Ингушетию, ожидаются новые партии.
19 современных автобусов «Ситимакс» и «Вектор Некст» вышли на маршруты в Черкесске. Мэр обещал, что за год обновят 70 единиц общественного транспорта.
44 новых комфортабельных автобуса вышли на маршруты в Кабардино-Балкарии.
10 автобусов среднего класса Северная Осетия получила за счёт казначейских кредитов, а также приобрела в лизинг за счёт средств дорожного нацпроекта ещё 57 автобусов.
73 единицы техники поступили в Чеченскую Республику в августе: 50 легковых такси, 21 ПАЗ и 2 «газели». Это уже не первая поставка в этом году, а до декабря должны приехать ещё 25 автобусов ПАЗ, более 100 автомобилей «Гранта», а также 25 «Газелей Некст».
61 автобус в этом году получит Дагестан.