С Восточного экономического форума (ВЭФ) приходит много новостей, касающихся ВТБ. Так Андрей Костин заявил, что достигнута договоренность о направлении дивидендов банка, которые предназначаются государству, на финансирование деятельности Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Напомню, год назад ОСК была передана в доверительное управление ВТБ на пять лет. Но нельзя исключать, что срок будет продлен и далее.
ОСК находится в непростом финансовом положении, а задачи перед корпорацией носят стратегический характер. Поэтому подключение ВТБ к решению проблем ОСК выглядит вполне логичным, как и направление государственной части дивидендных выплат в пользу компании, а не в федеральный бюджет. И действительно, только на финансирование текущей деятельности судостроительной корпорации необходим 1 трлн рублей до 2030 года. И еще 1 трлн на инвестиции (строительство новой мегаверфи на Дальнем Востоке, модернизация балтийских производственных мощностей и т.д.). Не думаю, что одних только дивидендов (тем более, государственной части) хватит, но такое решение является, безусловно, разумным.
Сегодня Андрей Костин также объявил, что ВТБ приобрел крупнейшего в России железнодорожного перевозчика – Первую грузовую компанию (ПГК). Оценка компании составила более 200 млрд рублей с учетом долга перед банком. Сейчас не буду вдаваться в подробности, но если кратко, то новые владельцы (после Владимира Лисина) Первой грузовой компании не смогли исполнить обязательства по займам перед ВТБ и актив перешел госбанку. Сложно сказать была ли это инициатива конкретно ВТБ или же, как и в случае с ОСК, крупнейшего железнодорожного перевозчика госбанку "вручили" в управление. Ведь ПГК также играет важную роль в логистической отрасли и оставлять компанию бесхозной нельзя.
И вот здесь я вижу серьезные риски того, что на ВТБ будут сваливать непрофильные активы. Ситуацию с ОСК можно расценивать как исключение из правил. Однако госбанк, являясь в первую очередь финансовой организацией не может эффективно управлять сразу несколькими крупными предприятиями (или даже десятками предприятий). Да, с ОСК пока получается, но здесь все внимание ВТБ сконцентрировано на развитии судостроительной корпорации. Перенести такой опыт и на другие активы невозможно в принципе. Поэтому надеюсь, что ВТБ все же не станет вторым "Трастом". Каждый должен заниматься своим делом. Финансовые возможности банка как госкомпании можно использовать для прямых вложений и льготного кредитования необходимых государству проектов и предприятий. Но делегировать банку еще и управленческие функции точно не стоит.
Дорогие читатели! Подписывайтесь на мой телеграм-канал. Ещё больше актуальных новостей и аналитики:
Константин Двинский (https://t.me/Kdvinsky)