Не менее 30 некоммерческих организаций занимаются в Приморском крае благотворительной деятельностью. В нынешнее непростое время, как сообщили ИА PrimaMedia участники этой сферы в преддверии Международного дня благотворительности, НКО продолжают свою деятельность в прежнем режиме. Естественно, развиваясь и внося нечто новое, полезное.
В честь Терезы Калькуттской
5 сентября ежегодно отмечается Международный день благотворительности, установленный резолюцией Генассамблеи ООН в марте 2013 года.
С инициативой учреждения этого Дня выступила Венгрия. Дата проведения приурочена к годовщине смерти матери Терезы Калькуттской (1910-1997). Известная миссионерка и католическая монахиня на протяжении полувека служила бедным, больным и сиротам, занимаясь благотворительной деятельностью сначала в Индии, а затем и в других странах.
Мать Тереза получила признание в мире, а в 1979 году стала лауреатом Нобелевской премии мира "За деятельность в помощь страждущему человеку".
Союзники
Культуру благотворительности на Дальнем Востоке развивает Союз "Во имя добра", который объединяет 13 некоммерческих благотворительных и социальных организаций. Сюда входят Благотворительный фонд А. Монастырева, БГ "Ника", Общественная организация инвалидов-спинальников "Ковчег" и другие НКО.
"Члены и сторонники Союза действуют во благо тех, кто нуждается в помощи и поддержке, разделяют идеи осознанного потребления, сохранения окружающей среды и заботы об экологии", сказано на сайте ассоциации. Союз привлекает бизнес и волонтеров, новых членов, популяризирует деятельность благотворителей, ведет совместные проекты.
Стоит отметить, что благотворительность шагнула вперед существенно и качественно. Теперь, зачастую, думают не только о том, как "дать человеку рыбу", но и стараются "вручить удочки и научить ловить самому". Впрочем, сбор и распределение ресурсов, как и раньше, актуальны. Тем более, учитывая обширную географию Приморья.
Некоторые проекты продвинуты технологически. Социальная навигационная система "Открытый город" призвана сообщить о том, что и где полезного можно сделать волонтерам, информирует о различных акциях, о местоположении социальных организаций. Впрочем, с конца прошлого года проект не обновляется.
Как пояснили пиар-менеджер Союза "Во имя добра" Елена Снегирева, связано это с сокращением финансирования.
"Государство значительно осложнило выдачу грантов для IT-проектов в сфере благотворительности, — отметила она. — Мы ищем поддержки для "Открытого города" с точки зрения бизнеса. Если какая-то структура занимается разработкой сложных платформ и сайтов и готова взять на себя этот проект, будем рады. Требуется обновить код, карту. Обслуживание проекта обходилось примерно в 100 тысяч в месяц".
Основной проект, который реализует сейчас "Во имя добра" — "Это не Prosto вещи". Во Владивостоке установлены контейнеры для сбора одежды. Два уличных шкафа (больших, металлических, антивандальных), где можно получить вещи, располагаются рынке Школьной и на Леонова, 99а.
В месяц Союз собирает и сортирует порядка 10 тонн одежды. "Во имя добра" распределяет одежду со склада, проводит благотворительные раздачи (последняя прошла 31 августа в Доме Молодежи), по заявкам отправляет вещи в другие муниципальные образования, в общественные организации. Также оказывается конкретная адресная помощь. На эту деятельность уходит порядка 200 тысяч рублей ежемесячно, субсидированием помогает бюджет Приморского края.
"Нам бы не помешала поддержка логистических компаний. Если в ближайшие от Владивостока поселения мы грузы можем еще доставить, то в более отдаленные: Дальнегорск, Анучинский, Ольгинский районы, логистика дорогая. Еженедельно поступают заявки от многодетных, малообеспеченных. Большая проблема одеть детей к школе, купить форму, обувь. Допустим, мы помогли Ассоциации многодетных семей Ольгинского района собрать детей, приобрели форму, рюкзачки. Опять же, скоро похолодает, потребуется верхняя одежда. Халаты тоже нужны. Много пожилых, инвалидов, лежачих больных. На сортировках висят списки, кому какая одежда требуется. К осени заявки начинают набирать обороты. В месяц мы готовимся принимать порядка 300 обращений по вещевой помощи. Работа тяжелая, вроде бы, незаметная, но крайне нужная", — говорит Елена Снигирева.
Спасти жизнь
Наверное, самое дорогостоящее, но и необходимое направление благотворительности — сбор средств, проведение операций и лечения. Оно у всех на слуху и на виду, поскольку информация часто появляется на мониторах и телеэкранах.
При краевом детском онкогематологическом центре 15 лет работает НКО "Сохрани жизнь". Организация занимается помощью детям Приморского края, Владивостока с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Фонд поддерживают краевое правительство, губернатор, администрация Владивостока. В числе фундаментальных партнеров компании "Трилитон", "Реми", "Владхлеб".
"Есть партнеры, которые всегда с нами, — говорит исполнительный директор НКО "Сохрани жизнь" Павел Мирошниченко. — Работаем по спискам Москвы. Сначала проводится обследование ребенка у нас, передается генетикам или онкологам в столицу, операции проходят по большей части, в центральной части России. Мы обеспечиваем перелеты подопечных и сопровождающих лиц, проживание до и после операции. Оплачиваем дополнительное образование наших психологов и онкологов".
С 1990-х годов в России массово распространяется социальная незащищенность и бездомность. Работает немало общественных организаций, которые на разных условиях предоставляют людям кров, питание, занятость, медицинскую и социальную реабилитацию. Нередко такая поддержка, как, впрочем, и любая другая благотворительность, сочетается с вовлечением человека на новую духовную, религиозную стезю. Хотя к деятельности деструктивных сект это отношения никакого не имеет — те больше в поиске как раз адаптированных в обществе и финансово успешных.
"Мы оказываем помощь алко— и наркозависимым, бездомным, людям, оставшимся без крова, освободившимся из мест лишения свободы, — рассказывает руководитель благотворительной организации "Путь Преодоления" Владимир Милованов. — Социально неадаптированным. Восстанавливаем документы, помогаем с трудоустройством, помогаем наладить контакт с родственниками. Люди приходят в себя, восстанавливаются, живут в трезвости. Все основано на христианский морали. Многие крестятся, женятся, заводят детей. Люди бросают пить и курить, даже не ругаются матом. Начинают жить с чистого листа. Впрочем, религию мы не навязываем, помогаем всем, кто обращается. Также поддерживаем семьи с детьми, покупаем вещи одиноким мамочкам, сотрудничаем со "СПИД-Центром".
Тяжелее стало жить россиянам? Я бы не сказал, что количество обратившихся к нам за последнее время выросло, такого нет".
Забота об искусстве
Отдельный, но важный предмет внимания, который требует благотворительности, или, скорее, меценатства — поддержка культуры и искусства. Допустим, театр "Перекресток", который существует более 35 лет, фактически, дает возможность существовать в Приморье театральному искусству малой формы, камерному. Здесь выступают со своими индивидуальными проектами часто те же известные артисты, которых мы видим на театральных подмостках города. В "Перекрестке" можно показать то, что по каким-то причинам не выходит на большой сцене. Также здесь выступают рок-барды, в том числе, московские. При театре работают театральные студии, детская и взрослая. В зале на Крыгина, 17, всего 43 места.
"Существуем на деньги учредителей, оргвзносы, донаты, — говорит художественный руководитель, директор театра "Перекресток" Руслана Дедик. — Благотворительность заключается в том, что мы даем возможность артистам у нас выступить. Меценатов не хватает. Существовала некоторое время назад острая необходимость отправиться на фестиваль в Минск с постановкой про Анну Щетинину. Помогло нам только Fesco".
В добрые руки
Организаций — зарегистрированных и неформальных сообществ волонтеров, которые занимаются спасением животных с улиц и их содержанием, только во Владивостоке пять. Подобные структуры работают также во всех более-менее крупных городах и районных центрах.
Фонд "Умка" с 2014 года официально занимается спасением с улиц животных и поиском для них новых семей. Однако фактически НКО начала свою работу в далеком 1996 году и существует до сих пор благодаря добровольным пожертвованиям. Животные, которые попадают сюда до пристройства, временно живут в клиниках, где проходят полное обследование, стерилизацию и лечение. За годы волонтерам удавалось спасать не только домашних животных, но и птиц, тюленя, змей, обезьян и даже косулю.
В фонде содержится 120 кошек и 107 собак. Цифра эта примерная. Каждую неделю какие-то кошки и собаки находят новые дома, а на освободившиеся места принимаются новые бездомыши, о которых сообщают люди. Чаще всего "Умка" работает с травмированными животными.
В среднем в месяц 2-5 собак находят новые семьи. Кошек больше — от 10 до 20.
"Ситуация с пристройством собак в новые семьи с каждым годом становится все лучше, — указывает один из волонтеров фонда Ксения Попова. — Люди гораздо активнее берут огромных, беспородных собак домой не только в частные дома, но и в квартиры. В 2016-17 году у нас под опекой было одиннадцать собак, и если удавалось за год пристроить хотя бы одну, это был большой прогресс. За 2024 год в целом мы пристраиваем около тридцати собак в год".
Ксения Попова демонстрирует список питомцев из 13 кошек, которые пристроены в июле: Аллейка, Якорек, Поплавок, Веревочка, Тесемочка, Лебовски, Черномор, Шнурочек, Адалин, Светлица, Игуана, Бастинда, Терраса. Обрела новую семью и собака Софи.
Впрочем, председатель общества защиты животных "Зооинформ" Инна Гриценко указывает, что ситуация для защитников животных в последнее время, все же, усложнилась.
"На передержке у нас 64 животных, в основном, это собаки, кошек меньше. У свободных волонтеров — еще порядка 15-20-ти. Сложнее стало с пристроем, — рассказывает она. — Раньше передавали в хозяйские руки ежемесячно 1-5 животных, сейчас пристроить одно в течение полугода — праздник. Желающих взять собаку очень мало. Немного сократился объем помощи, которую нам оказывают. Однако, мы работаем с 1996 года и не сдаемся".