Найти в Дзене
Рабудни

Как организовать обучение новых сотрудников

Оглавление

Обучение новичков похоже на обучение детей самостоятельности. Некоторые родители-руководители не могут отпустить свое чадо и контролируют его во всем, другие, наоборот, кидают своих детей-подчиненных в водоворот событий. 

Источник: https://3093609.ru/company/blog/obuchenie-sotrudnikov-kompanii/
Источник: https://3093609.ru/company/blog/obuchenie-sotrudnikov-kompanii/

В идеале, конечно, соблюдать баланс, давать свободу, но быть всегда на подхвате. Но это доступно только опытным менеджерам, которые принимают риск того, что процесс может провалиться из-за неумелых действий новичка.

Концептуально есть 2 модели.

Первая модель – контролирующая:

  • плавное и постепенное погружение новичка в задачи. Руководитель обычно не дает цельную картину того, что делается, а выдает частично задачи, пока все задачи не перейдут новичку.
  • руководитель не зовет на все встречи, которые потенциально касаются новичка, а только на те, которые касаются его кусочка задачи. Постепенно таких встреч становится все больше и больше.
  • руководитель объясняет задачу и план действий досконально, не давая разгула в действиях новичку.
  • руководитель ходит на все встречи с новичком, даже если это касается части, которую уже передал новичку, постоянно страхует его, иногда даже вмешивается в обсуждение, хотя это уже зона ответственности новичка.
  • руководитель перепроверяет задачи за новичком всегда, а не когда есть запрос со стороны новичка или объективная необходимость.

При такой модели у новичка постоянно возникает ощущение скованности, потому что он чувствует, что постоянно должен согласовывать каждый свой шаг с руководителем. Если вы попробуете поговорить с таким руководителем, то он скажет, что ему необходимо понять, насколько вам можно доверять, скоро это все закончится, подожди окончания испытательного срока и т.д. Но тут для баланса важно отстаивать свою самостоятельность и постоянно об этом напоминать, чтобы руководитель вырабатывал у себя понимание, где он готов отпустить контроль, а где нет. Лучше даже уточнять, можете ли вы тут сами решить. Опасения руководителя понятны, он вас не знает, ему нужно привыкнуть к вам. Но желательно без гиперопеки)

Вторая модель – свободная:

  • руководитель включает новичка во все задачи без погружения. Т.е. новичку просто выдают задачу, а дальше это проблема новичка как разобраться, что и почему, и прийти в случае наличия вопросов.
  • к такому руководителю всегда нужно приходить инициативно, самому формулировать план действий и предлагать решения.
  • руководитель не ходит на встречи, на которые его не позвал сам новичок или если ему не обосновали иные лица необходимость в присутствии. Может быть, на первых порах он будет присутствовать как поддержка, но в общем-то это задача новичка контролировать все, в том числе и важность его присутствия.
  • в такой модели руководитель практически не встревает в обсуждения, просто наблюдает и может задавать наводящие вопросы новичку, но не лезть с рекомендациями.
  • руководитель не проверяет задачи за новичком, за исключением высокорисковых. 

При такой модели у новичка может возникнуть ощущение, что его бросили, и он никому не нужен, что он ничего не понимает. Поэтому чтобы сбалансировать эту модель, важно оставаться на связи с новичком, чтобы он всегда имел доступ к вам и подчеркивать ему прямо, что вы полагаетесь на него, поэтому не включаетесь в задачи.

Вывод

Естественно, это две идеальные модели. При работе все переключаются то с одной, то с другой. Но по своему опыту могу сказать, что интереснее погружаться (и погружать, кстати, тоже) в задачи при свободной модели, главное, чтобы вы как руководитель или ваш руководитель были на связи.

А вы как управляете сотрудниками? Или как вами руководит ваше начальство?)

P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen