Я продолжаю скрупулёзно вслушиваться в описание чудодейственной методики по воспитанию одарённых детей. Ранее мы уже обсудили обществознание и русский язык. Сейчас переходим к комплексному анализу остальных предметов. Далее прямая цитата "автора методики" (расшифровка видео с образовательного канала "УсА").
- Дальше. Астрономия. Тоже есть хорошие неплохие учебники. Мы уже говорили неоднократно, что мы используем различные линейки, мы их комбинируем. Мы даём ребёнку читать учебники. Мы взаимодействуем с ним потом, потому что, по большому счёту, биология, география, ну отработка карт ещё география. Да даже химия, то же самое физика, там есть решение задач, окей, ладно. Обществознание. Что ещё? Масса, ряд предметов... Литература, да. Это предметы, которые ребёнок изучает, по большому счёту, чтением. Именно чтением. Математика, да, там необходимо решать, там одним чтением не обойдёшься, но и без чтения, скорее всего... Есть люди, которые не читают учебники, а обходятся тем, что им рассказали на уроке. Есть люди, которые вообще ничего не делают в школе. Мы таких тоже знаем. И получают что-нибудь на выходе.
Ох, как базово и одним списком представлены в описании методики предметы. Оказывается, чтобы закончить школу в 8 лет, достаточно просто читать учебники и решать задания по математике. По географии отработать карты, чуть-чуть порешать по физике и, возможно, по химии, хотя если учесть, что в представлении воспитателя СДС "Журавушка" "химия - то же самое физика", то, вероятно, достаточно будет пары задач и упражнений.
Не понимаю, почему биологии отказано в практических задачах? ФРП по биологии предусматривает участие детей в лабораторных и практических работах при изучении этого предмета в школе! Рассмотрим хотя бы пятый класс, учащиеся которого должны принять участие в следующих видах практико-ориентированной деятельности:
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки.
2. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
3. Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание.
4. Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами.
5. Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов.
6. Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов.
7. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
8. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
9. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). Ознакомление с принципами систематики организмов. Наблюдение за потреблением воды растением.
10. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
11. Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и других искусственных сообществ).
12. Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или
на пришкольной территории.
А ещё ФРП предусматривает экскурсии или видеоэкскурсии, которые, например, в курсе пятого класса включают в себя овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом, изучение растительного и животного мира родного края, природных сообществ на примере леса, озера, пруда, луга и пр., сезонных явлений в жизни природных сообществ.
Друзья мои, я перечислила только те практико-ориентированные задачи, которые предусмотрены Федеральной рабочей программой для пятого класса. Там есть ещё для шестого, седьмого, восьмого, девятого - и это база! Да, этот перечень является рекомендательным, но "учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии".
То есть даже на экзамене детям предлагаются экспериментальные задания! Учитель может ВЫБРАТЬ лабораторную работу и опыт, но не заменить их чтением. Чтение - это прекрасно. Но это не панацея. Есть ещё и другие, не менее важные виды деятельности (прежде всего, практической), которыми должен овладеть каждый обладатель аттестата.