Вышедшая в 1975 году, к 150-летней годовщине восстания декабристов, «Звезда пленительного счастья» для подавляющего большинства зрителей так и осталась единственным фильмом об этом историческом событии. И это весьма удивительно, ведь
декабрьское восстание — тема благодатная, её вполне можно было раскручивать в идеологическом и патриотическом ключе. Но почему-то наше кино её упорно игнорировало.
Но всё же «Звезда пленительного счастья» — это не единственная лента, где фигурируют декабристы. Впервые её осветили ещё в немом советском кино, а в следующий раз — уже после войны.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Первый советский фильм о декабристах, задавший тон следующим картинам, сняли к 100-летию восстания на Сенатской площади. Название у неё было незамысловатое — «Декабристы». К созданию сюжета приступила в 1925 ленинградская кинофабрика «Севзапкино», которая позже стала «Ленинградкино», а в середине тридцатых получила всем известное название «Ленфильм». Сценаристом и режиссёром стал Александр Ивановский. На первом этапе в качестве консультанта пригласили выдающегося русского (а потом и советского) военного историка Георгия Соломоновича Габаева, который, кстати, стоял у истоков Военно-исторического общества.
Но общение между Ивановским и Габаевым складывалось сложно, и главной причиной были разные взгляды на сюжет. Габаев настаивал на сохранении исторической правды, Ивановский же хотел внести в картину больше романтики, чтобы увлечь зрителей.
Последней каплей, окончательно рассорившей коллег, стали, как ни странно, усы Николая Первого: Ивановский настаивал, чтобы император был с усами для большей выразительности, Габаев же был категорически против, поскольку император тогда не носил усов, они вообще были запрещены в армии. В итоге консультанта сменили, им стал историк Павел Щёголев, а основной линией «Декабристов» стала (внимание!) романтическая линия между поручиком Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль.
Важная особенность «Декабристов» состояла в том, что
киношникам позволили использовать подлинные мундиры, знамёна, оружие столетней давности. Все эти вещи после революции свозились из полковых музеев в хранилища Петропавловской крепости, откуда их и позаимствовала киногруппа.
Любопытный факт: почти параллельно снимался фильм «Девятое января», посвящённый трагедии 1905 года. Часть костюмов из «Декабристов» использовали и там, мало того, некоторые участники массовки перемещались между двумя съёмочными площадками, не меняя нарядов.
Но всё изложенное выше — это лишь вступление. После выхода «Декабристов» в 1927 году тему надолго закрыли. Только через 30 с лишним лет о ней заговорили снова, и поводом стала героико-романтическая лента «Северная повесть» (1960), снятая по повести Константина Паустовского (сама повесть впервые была напечатана ещё до войны, в 1938 году). Перенести повесть на экран решил режиссёр-дебютант, имя которого было хорошо известно в киномире. Оператор Евгений Андриканис в кинематограф пришёл в тридцатые и сразу зарекомендовал себя как крепкий профессионал.
Режиссёры ценили меткий и изящный операторский взгляд Андриканиса, его умение безупречно выстроить кадр и особую лиричность.
Все эти качества проявились и в его режиссёрском дебюте — «Северной повести», сценарий для которой Евгений Андриканис написал вместе с Константином Паустовским. Создавали ленту на «Мосфильме» и, похоже, её сочли важной:
в 1960 году на фильм выделили цветную плёнку, на которую не многие режиссёры могли рассчитывать.
Вкратце сюжет. Шестидесятые. Молодой художник Тихонов гуляет по Петродворцу и знакомится с красивой девушкой-шведкой, ожидающей теплоход в Ленинград. Краткий разговор оканчивается, девушка уезжает, а Тихонов вдруг решает догнать её и на такси мчится в порт, но опаздывает. Но у него есть и будничная работа: он планирует писать портрет академика Щедрина, который ни много ни мало собирается растопить льды Гренландии!
В его квартире Тихонов видит портрет той самой Марии, с которой он познакомился в Петродворце, но Щедрин уверяет, что портрету более века.
А потом рассказывает его историю, в которой фигурируют Павел Бестужев, участник восстания декабристов, сосланный на Аландские острова, и его возлюбленная Анна (девушка с портрета), солдат Тихонов и декабрист Щедрин. Совпадения фамилий не случайны, но как связаны герои и как связано прошлое и настоящее, рассказывать не буду, узнайте это из фильма.
Три актёра сыграли в фильме по две роли: в современности и в прошлом. На роль художника Тихонова (и одновременно солдата Тихонова) утвердили Валентина Зубкова, прекрасно известного зрителям. Кстати, на эту роль претендовал Владимир Высоцкий, решивший покорять кинематограф, но его не утвердили. Сохранилась фотография с пробой Высоцкого, так что можно сравнить, каким мог бы быть солдат Тихонов и каким получился в исполнении Валентина Зубкова.
Роль Щедрина в обеих ипостасях сыграл Геннадий Юдин, тоже актёр популярный,
а вот в роли Анны из прошлого и Марии из настоящего получила молодая латвийская актриса Иева Мурниеце.
Интересно, что Анна прекрасно говорит на русском языке, а вот шведка Мария говорит на ломаном русском. Красивый и благородный образ, который создала Иева Мурниеце, позже высоко оценил Константин Паустовский, хотя для самой актрисы роль была фактически дебютной.
Роль Павла Бестужева получил Олег Стриженов. Есть версия, что Евгения Андриканиса так впечатлила работа Олега Стриженова в картине «Сорок первый» (1956), что он настоял на кандидатуре актёра.
Спустя 15 лет Олег Стриженов сыграет в «Звезде пленительного счастья» историческую личность и реального участника восстания декабристов графа Сергея Волконского.
В других ролях Андрей Файт, Павел Винник, Фёдор Никитин. Одну из последних ролей сыграл в картине Николай Свободин, прославленный театральный актёр Сталинский лауреат. Ему здесь досталась роль отрицательная — злобного полковника Киселёва, который не ценит обычных солдат и не терпит вольнодумства.
Снимали «Северную повесть» в Ленинграде и Выборге. В последнем Евгений Андриканис уже работал над драмой «Машенька» (1942) и, когда задумал собственный фильм, сразу понял, что лучших «декораций» ему не найти. В Ленинграде создали современные эпизоды, и город в кадре прекрасен, как, впрочем, и всегда.
В прокат «Северная повесть» вышла в ноябре 1960 года, спустя 135 лет после восстания декабристов. Сама тема декабрьского восстания в фильме затронута мельком, вторично, да и сюжет в общем-то вымышленный. Тем не менее,
лента получилась по-настоящему красивой (спасибо операторскому таланту Евгения Андриканиса) и увлекательной.
Доказательством того, что картина состоялась, стал показатель заинтересованности аудитории — за год ленту посмотрело больше 30 миллионов зрителей. Ну и ещё один интересный факт, тоже, пожалуй, говорящий о любви зрителей к «Северной повести»: афиша фильма украшает клуб, где заключили пари Илья Ковригин и Филя Егоров, герои комедии «Девчата» (1962).
Евгений Андриканис, успешно дебютировавший как режиссёр художественного кино, потом снял ещё один игровой фильм, а затем переключился на документалистику. А его дочь стала знаменитой актрисой театра и кино. Помните её имя?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: