Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Редкий романтичный фильм, затронувший тему декабристов

Вышедшая в 1975 году, к 150-летней годовщине восстания декабристов, «Звезда пленительного счастья» для подавляющего большинства зрителей так и осталась единственным фильмом об этом историческом событии. И это весьма удивительно, ведь декабрьское восстание — тема благодатная, её вполне можно было раскручивать в идеологическом и патриотическом ключе. Но почему-то наше кино её упорно игнорировало. Но всё же «Звезда пленительного счастья» — это не единственная лента, где фигурируют декабристы. Впервые её осветили ещё в немом советском кино, а в следующий раз — уже после войны. Первый советский фильм о декабристах, задавший тон следующим картинам, сняли к 100-летию восстания на Сенатской площади. Название у неё было незамысловатое — «Декабристы». К созданию сюжета приступила в 1925 ленинградская кинофабрика «Севзапкино», которая позже стала «Ленинградкино», а в середине тридцатых получила всем известное название «Ленфильм». Сценаристом и режиссёром стал Александр Ивановский. На первом эт

Вышедшая в 1975 году, к 150-летней годовщине восстания декабристов, «Звезда пленительного счастья» для подавляющего большинства зрителей так и осталась единственным фильмом об этом историческом событии. И это весьма удивительно, ведь

декабрьское восстание — тема благодатная, её вполне можно было раскручивать в идеологическом и патриотическом ключе. Но почему-то наше кино её упорно игнорировало.

Но всё же «Звезда пленительного счастья» — это не единственная лента, где фигурируют декабристы. Впервые её осветили ещё в немом советском кино, а в следующий раз — уже после войны.

Кадр из фильма «Северная повесть»
Кадр из фильма «Северная повесть»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Первый советский фильм о декабристах, задавший тон следующим картинам, сняли к 100-летию восстания на Сенатской площади. Название у неё было незамысловатое — «Декабристы». К созданию сюжета приступила в 1925 ленинградская кинофабрика «Севзапкино», которая позже стала «Ленинградкино», а в середине тридцатых получила всем известное название «Ленфильм». Сценаристом и режиссёром стал Александр Ивановский. На первом этапе в качестве консультанта пригласили выдающегося русского (а потом и советского) военного историка Георгия Соломоновича Габаева, который, кстати, стоял у истоков Военно-исторического общества.

Но общение между Ивановским и Габаевым складывалось сложно, и главной причиной были разные взгляды на сюжет. Габаев настаивал на сохранении исторической правды, Ивановский же хотел внести в картину больше романтики, чтобы увлечь зрителей.

Последней каплей, окончательно рассорившей коллег, стали, как ни странно, усы Николая Первого: Ивановский настаивал, чтобы император был с усами для большей выразительности, Габаев же был категорически против, поскольку император тогда не носил усов, они вообще были запрещены в армии. В итоге консультанта сменили, им стал историк Павел Щёголев, а основной линией «Декабристов» стала (внимание!) романтическая линия между поручиком Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль.

Важная особенность «Декабристов» состояла в том, что

киношникам позволили использовать подлинные мундиры, знамёна, оружие столетней давности. Все эти вещи после революции свозились из полковых музеев в хранилища Петропавловской крепости, откуда их и позаимствовала киногруппа.

Любопытный факт: почти параллельно снимался фильм «Девятое января», посвящённый трагедии 1905 года. Часть костюмов из «Декабристов» использовали и там, мало того, некоторые участники массовки перемещались между двумя съёмочными площадками, не меняя нарядов.

Кадр из фильма  «Декабристы»
Кадр из фильма «Декабристы»

Но всё изложенное выше — это лишь вступление. После выхода «Декабристов» в 1927 году тему надолго закрыли. Только через 30 с лишним лет о ней заговорили снова, и поводом стала героико-романтическая лента «Северная повесть» (1960), снятая по повести Константина Паустовского (сама повесть впервые была напечатана ещё до войны, в 1938 году). Перенести повесть на экран решил режиссёр-дебютант, имя которого было хорошо известно в киномире. Оператор Евгений Андриканис в кинематограф пришёл в тридцатые и сразу зарекомендовал себя как крепкий профессионал.

Режиссёры ценили меткий и изящный операторский взгляд Андриканиса, его умение безупречно выстроить кадр и особую лиричность.

Все эти качества проявились и в его режиссёрском дебюте — «Северной повести», сценарий для которой Евгений Андриканис написал вместе с Константином Паустовским. Создавали ленту на «Мосфильме» и, похоже, её сочли важной:

в 1960 году на фильм выделили цветную плёнку, на которую не многие режиссёры могли рассчитывать.

Вкратце сюжет. Шестидесятые. Молодой художник Тихонов гуляет по Петродворцу и знакомится с красивой девушкой-шведкой, ожидающей теплоход в Ленинград. Краткий разговор оканчивается, девушка уезжает, а Тихонов вдруг решает догнать её и на такси мчится в порт, но опаздывает. Но у него есть и будничная работа: он планирует писать портрет академика Щедрина, который ни много ни мало собирается растопить льды Гренландии!

Кадр из фильма. Валентин Зубков в роли художника Тихонова и Геннадий Юдин в роли академика Щедрина
Кадр из фильма. Валентин Зубков в роли художника Тихонова и Геннадий Юдин в роли академика Щедрина
В его квартире Тихонов видит портрет той самой Марии, с которой он познакомился в Петродворце, но Щедрин уверяет, что портрету более века.

А потом рассказывает его историю, в которой фигурируют Павел Бестужев, участник восстания декабристов, сосланный на Аландские острова, и его возлюбленная Анна (девушка с портрета), солдат Тихонов и декабрист Щедрин. Совпадения фамилий не случайны, но как связаны герои и как связано прошлое и настоящее, рассказывать не буду, узнайте это из фильма.

Кадр из фильма. Валентин Зубков в образе художника Тихонова
Кадр из фильма. Валентин Зубков в образе художника Тихонова

Три актёра сыграли в фильме по две роли: в современности и в прошлом. На роль художника Тихонова (и одновременно солдата Тихонова) утвердили Валентина Зубкова, прекрасно известного зрителям. Кстати, на эту роль претендовал Владимир Высоцкий, решивший покорять кинематограф, но его не утвердили. Сохранилась фотография с пробой Высоцкого, так что можно сравнить, каким мог бы быть солдат Тихонов и каким получился в исполнении Валентина Зубкова.

Слева — проба Владимира Высоцкого, справа — кадр из фильма. Валентин Зубков в роли солдата Тихонова
Слева — проба Владимира Высоцкого, справа — кадр из фильма. Валентин Зубков в роли солдата Тихонова

Роль Щедрина в обеих ипостасях сыграл Геннадий Юдин, тоже актёр популярный,

Кадр из фильма. Геннадий Юдин в образе декабриста Щедрина
Кадр из фильма. Геннадий Юдин в образе декабриста Щедрина

а вот в роли Анны из прошлого и Марии из настоящего получила молодая латвийская актриса Иева Мурниеце.

Кадр из фильма. Иева Мурниеце в образе шведки Марии
Кадр из фильма. Иева Мурниеце в образе шведки Марии

Интересно, что Анна прекрасно говорит на русском языке, а вот шведка Мария говорит на ломаном русском. Красивый и благородный образ, который создала Иева Мурниеце, позже высоко оценил Константин Паустовский, хотя для самой актрисы роль была фактически дебютной.

Кадр из фильма. Иева Мурниеце в образе Анны
Кадр из фильма. Иева Мурниеце в образе Анны

Роль Павла Бестужева получил Олег Стриженов. Есть версия, что Евгения Андриканиса так впечатлила работа Олега Стриженова в картине «Сорок первый» (1956), что он настоял на кандидатуре актёра.

Кадр из фильма. Олег Стриженов
Кадр из фильма. Олег Стриженов

Спустя 15 лет Олег Стриженов сыграет в «Звезде пленительного счастья» историческую личность и реального участника восстания декабристов графа Сергея Волконского.

Кадр из фильма. Фёдор Никитин
Кадр из фильма. Фёдор Никитин

В других ролях Андрей Файт, Павел Винник, Фёдор Никитин. Одну из последних ролей сыграл в картине Николай Свободин, прославленный театральный актёр Сталинский лауреат. Ему здесь досталась роль отрицательная — злобного полковника Киселёва, который не ценит обычных солдат и не терпит вольнодумства.

Кадр из фильма.  Николай Свободин
Кадр из фильма. Николай Свободин

Снимали «Северную повесть» в Ленинграде и Выборге. В последнем Евгений Андриканис уже работал над драмой «Машенька» (1942) и, когда задумал собственный фильм, сразу понял, что лучших «декораций» ему не найти. В Ленинграде создали современные эпизоды, и город в кадре прекрасен, как, впрочем, и всегда.

В прокат «Северная повесть» вышла в ноябре 1960 года, спустя 135 лет после восстания декабристов. Сама тема декабрьского восстания в фильме затронута мельком, вторично, да и сюжет в общем-то вымышленный. Тем не менее,

лента получилась по-настоящему красивой (спасибо операторскому таланту Евгения Андриканиса) и увлекательной.

Доказательством того, что картина состоялась, стал показатель заинтересованности аудитории — за год ленту посмотрело больше 30 миллионов зрителей. Ну и ещё один интересный факт, тоже, пожалуй, говорящий о любви зрителей к «Северной повести»: афиша фильма украшает клуб, где заключили пари Илья Ковригин и Филя Егоров, герои комедии «Девчата» (1962).

Кадр из фильма «Девчата»
Кадр из фильма «Девчата»

Евгений Андриканис, успешно дебютировавший как режиссёр художественного кино, потом снял ещё один игровой фильм, а затем переключился на документалистику. А его дочь стала знаменитой актрисой театра и кино. Помните её имя?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: