Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Самый исповедальный советский фильм

Предпоследний фильм Николая Губенко в очередной раз затронул тему «общежития» в понимании «общий дом, общие проблемы, общая жизнь». Сначала были «Подранки» (1976), рассказавшие о буднях детдома, потом «Из жизни отдыхающих» (1980), где представали люди взрослые, а в 1983 году появилась мелодрама «И жизнь, и слёзы, и любовь», главными героями которой стали обитатели дома ветеранов.

Кадр из фильма «И жизнь, и слёзы, и любовь»
Кадр из фильма «И жизнь, и слёзы, и любовь»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Тему Губенко затронул сложную (впрочем, как и всегда), о которой вслух и громко говорить было не принято.

Старость никого не радует и о ней все стараются вспоминать пореже. Режиссёру же захотелось показать, что и зрелые люди имеют право на достойную жизнь, что у них тоже есть интересы, которые надо уважать.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Задумав историю,

он много месяцев потратил на подготовку сценария, совершая поездки по домам ветеранов и беседуя с их обитателями.

Из сотен часов записей Николай Губенко отобрал самые любопытные моменты и уже на их основе придумал героев и линии сценария. Выбирая актёров, режиссёр специально создал компанию из знаменитостей и малоизвестных людей. Это сделало ленту не просто проникновенной, но и очень правдивой, даже личной для зрителей, ведь

лица, подобные тем, что появились в картине, каждый ежедневно видел на работе, на улице, во дворе.
Фото со съёмок. ежиссёр Николай Губенко
Фото со съёмок. ежиссёр Николай Губенко

Главную роль, главврача Варвары Дмитриевны, Николай Губенко сразу писал под супругу, актрису Жанну Болотову. Жанна всегда снималась в фильмах мужа, они были не только семьёй, но и соратниками, понимавшими друг другу с полувзгляда. Кстати, вжиться в образ медика Жанне Болотовой было просто: её мать работала медсестрой, так что актриса уже с детства была знакома с медициной.

Кадр из фильма. Жанна Болотова
Кадр из фильма. Жанна Болотова

Одними из первых приглашение получили Сергей Мартинсон и Фёдор Никитин. Имена этих актёров с придыханием произносили в середине века, но

к восьмидесятым постаревшие артисты оказались в забвении.
Кадр из фильма. Фёдор Никитин
Кадр из фильма. Фёдор Никитин

Николай Губенко вернул обоих на экран, продлив их творческую жизнь. Для Сергея Мартинсона эти съёмки стали последними: он ушёл из жизни, едва закончив работу.

Кадр из фильма. Сергей Мартинсон
Кадр из фильма. Сергей Мартинсон
В фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» в последний раз появился перед зрителями и именитый тенор Иван Козловский, которому аплодировал на только СССР, но и мир.

Заполучить его на съёмки было настоящей проблемой, поскольку Козловский кино недолюбливал. Николай Губенко массу времени и сил потратил на уговоры певца и в конце концов Козловский приехал на площадку, но всего на три часа. Но этого времени хватило, чтобы создать эпизод с ним.

Фото со съёмок. Иван Козловский
Фото со съёмок. Иван Козловский

Роль певицы Софьи Петровны Сербиной Николай Губенко планировал отдать Тамаре Якобсон, актрисы с непростой судьбой, с которой он познакомился на предыдущей ленте «Из жизни отдыхающих». Аристократичная, эффектная даже в возрасте Тамара Евгеньевна прекрасно бы сыграла сохранившую стать и уважение к себе и другим Сербину, но, к сожалению, тогда у мужа актрисы начались проблемы со здоровьем и она предпочла оставаться рядом с любимым человеком и от съёмок отказалась.

Фото со съёмок. Слева — Елена Фадеева
Фото со съёмок. Слева — Елена Фадеева

Некоторое время выждав, режиссёр всё-таки заменил Якобсон на Елену Фадееву. Фадеева была хорошо известна московским театралам, но в кино её снимали редко, так что для массового зрителя Елена Алексеевна стала открытием.

Кадр из фильма. Елена Фадеева
Кадр из фильма. Елена Фадеева

Помимо представителей старшего поколения, звёзд ушедшей эпохи, появились у Губенко и любимцы зрителей дня сегодняшнего: Наталья Гундарева, Наталья Крачковская, Любовь Соколова, Пётр Щербаков, Евгений Евстигнеев.

Всем им достались роли второстепенные, но их персонажи гармонично дополнили картину и, кажется, убери кого-то из героев второго плана — и вся история сразу обеднеет и потеряет целостность.
Фото со съёмок. Слева — Любовь Соколова
Фото со съёмок. Слева — Любовь Соколова

Для съёмок ассистенты режиссёра нашли полуразрушенную усадьбу 19 века в Подмосковье. Губенко намеренно отказался от съёмок в павильоне и не захотел работать в каком-нибудь действующем доме ветеранов.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Помещения усадебного дома требовали ремонта, но даже

частично обвалившаяся штукатурка, испорченная лепина, протекающие крыши работали на саму идею: они подчёркивали, что в стариках, которых многие уже списали, ещё есть жизнь, интерес, задор. Что они, видевшие, как и эти некогда роскошные стены, и расцвет страны, и её самые тяжёлые моменты, всё ещё хотят дышать полной грудью и наслаждаться миром.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Николай Губенко, понимавший, что ему предстоит снимать пожилых людей, продумал всё до мелочей.

На площадку привезли удобные кресла и раскладушки, чтобы в перерывах возрастные артисты могли отдохнуть, рядом всё время находился медработник и дежурила скорая.

К счастью, серьёзная помощь никому не понадобилась.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Когда пришёл момент сдавать «И жизнь, и слёзы, и любовь» худсовету, группа волновалась: всё же тема была непопулярной и немодной, даже скорей замалчиваемой. Но киночиновники были благосклонны, ленту приняли почти без правок. в марте 1984 года стартовал прокат.

Фильм о стариках, похожий на последнюю исповедь, вызвал ажиотаж: зрители шли в кино, а критики рассыпались в лестных отзывах.

Да и сейчас, тридцать лет спустя после премьеры, «И жизнь, и слёзы, и любовь» смотрится приятно и трогательно. Актёров, снявшихся в ленте, почти не осталось, но остались их герои-старики, которые так и не постареют.

А вам фильм нравится?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-15

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: