Предпоследний фильм Николая Губенко в очередной раз затронул тему «общежития» в понимании «общий дом, общие проблемы, общая жизнь». Сначала были «Подранки» (1976), рассказавшие о буднях детдома, потом «Из жизни отдыхающих» (1980), где представали люди взрослые, а в 1983 году появилась мелодрама «И жизнь, и слёзы, и любовь», главными героями которой стали обитатели дома ветеранов.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Тему Губенко затронул сложную (впрочем, как и всегда), о которой вслух и громко говорить было не принято.
Старость никого не радует и о ней все стараются вспоминать пореже. Режиссёру же захотелось показать, что и зрелые люди имеют право на достойную жизнь, что у них тоже есть интересы, которые надо уважать.
Задумав историю,
он много месяцев потратил на подготовку сценария, совершая поездки по домам ветеранов и беседуя с их обитателями.
Из сотен часов записей Николай Губенко отобрал самые любопытные моменты и уже на их основе придумал героев и линии сценария. Выбирая актёров, режиссёр специально создал компанию из знаменитостей и малоизвестных людей. Это сделало ленту не просто проникновенной, но и очень правдивой, даже личной для зрителей, ведь
лица, подобные тем, что появились в картине, каждый ежедневно видел на работе, на улице, во дворе.
Главную роль, главврача Варвары Дмитриевны, Николай Губенко сразу писал под супругу, актрису Жанну Болотову. Жанна всегда снималась в фильмах мужа, они были не только семьёй, но и соратниками, понимавшими друг другу с полувзгляда. Кстати, вжиться в образ медика Жанне Болотовой было просто: её мать работала медсестрой, так что актриса уже с детства была знакома с медициной.
Одними из первых приглашение получили Сергей Мартинсон и Фёдор Никитин. Имена этих актёров с придыханием произносили в середине века, но
к восьмидесятым постаревшие артисты оказались в забвении.
Николай Губенко вернул обоих на экран, продлив их творческую жизнь. Для Сергея Мартинсона эти съёмки стали последними: он ушёл из жизни, едва закончив работу.
В фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» в последний раз появился перед зрителями и именитый тенор Иван Козловский, которому аплодировал на только СССР, но и мир.
Заполучить его на съёмки было настоящей проблемой, поскольку Козловский кино недолюбливал. Николай Губенко массу времени и сил потратил на уговоры певца и в конце концов Козловский приехал на площадку, но всего на три часа. Но этого времени хватило, чтобы создать эпизод с ним.
Роль певицы Софьи Петровны Сербиной Николай Губенко планировал отдать Тамаре Якобсон, актрисы с непростой судьбой, с которой он познакомился на предыдущей ленте «Из жизни отдыхающих». Аристократичная, эффектная даже в возрасте Тамара Евгеньевна прекрасно бы сыграла сохранившую стать и уважение к себе и другим Сербину, но, к сожалению, тогда у мужа актрисы начались проблемы со здоровьем и она предпочла оставаться рядом с любимым человеком и от съёмок отказалась.
Некоторое время выждав, режиссёр всё-таки заменил Якобсон на Елену Фадееву. Фадеева была хорошо известна московским театралам, но в кино её снимали редко, так что для массового зрителя Елена Алексеевна стала открытием.
Помимо представителей старшего поколения, звёзд ушедшей эпохи, появились у Губенко и любимцы зрителей дня сегодняшнего: Наталья Гундарева, Наталья Крачковская, Любовь Соколова, Пётр Щербаков, Евгений Евстигнеев.
Всем им достались роли второстепенные, но их персонажи гармонично дополнили картину и, кажется, убери кого-то из героев второго плана — и вся история сразу обеднеет и потеряет целостность.
Для съёмок ассистенты режиссёра нашли полуразрушенную усадьбу 19 века в Подмосковье. Губенко намеренно отказался от съёмок в павильоне и не захотел работать в каком-нибудь действующем доме ветеранов.
Помещения усадебного дома требовали ремонта, но даже
частично обвалившаяся штукатурка, испорченная лепина, протекающие крыши работали на саму идею: они подчёркивали, что в стариках, которых многие уже списали, ещё есть жизнь, интерес, задор. Что они, видевшие, как и эти некогда роскошные стены, и расцвет страны, и её самые тяжёлые моменты, всё ещё хотят дышать полной грудью и наслаждаться миром.
Николай Губенко, понимавший, что ему предстоит снимать пожилых людей, продумал всё до мелочей.
На площадку привезли удобные кресла и раскладушки, чтобы в перерывах возрастные артисты могли отдохнуть, рядом всё время находился медработник и дежурила скорая.
К счастью, серьёзная помощь никому не понадобилась.
Когда пришёл момент сдавать «И жизнь, и слёзы, и любовь» худсовету, группа волновалась: всё же тема была непопулярной и немодной, даже скорей замалчиваемой. Но киночиновники были благосклонны, ленту приняли почти без правок. в марте 1984 года стартовал прокат.
Фильм о стариках, похожий на последнюю исповедь, вызвал ажиотаж: зрители шли в кино, а критики рассыпались в лестных отзывах.
Да и сейчас, тридцать лет спустя после премьеры, «И жизнь, и слёзы, и любовь» смотрится приятно и трогательно. Актёров, снявшихся в ленте, почти не осталось, но остались их герои-старики, которые так и не постареют.
А вам фильм нравится?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: