Это слова декабриста Кондратия Рылеева, которые он произнёс во время первой, неудачной попытки казни. Удивительно, но такая, казалась бы, революционная тема, как восстание декабристов, советских кинематографистов не интересовала. Чуть ли не первым фильмов про декабристов стала работа Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», вышедшая в год 150-летнего юбилея события.
Мотыль, окончивший исторический факультет Свердловского университета, написал сценарий сам, перелопатив предварительно массу литературы. К середине семидесятых он уже был прекрасно известен как режиссёр, на его счету военная трагикомедия «Женя, Женечка и “катюша”» (1967) и, конечно же, «Белое солнце пустыни» (1969). В новой работе
Владимир решил рассмотреть увиденный им в событиях декабря 1825 года парадокс:
дворяне, люди обеспеченные, благополучные, состоявшиеся, обласканные властью, решили вдруг изменить порядок вещей. Причём конкретно для них потенциальные изменения были бы скорее негативными, но декабристов это не смущало. И желание достичь гармонии, усовершенствовать не только мир, но и себя стало основной идеей ленты.
Особое внимание Мотыль уделили жёнам декабристов, и многие потом отмечали, что в «Звезде пленительного счастья» именно женские характеры выглядят особенно ярко. В их поведении режиссёр тоже усмотрел парадоксальность. Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Полина Гебль вполне довольствоваться поддержкой семей и вести сносную жизнь в Петербурге даже после разжалования мужей и отправки их в ссылку. Тем не менее они отправились в неведомую Сибирь, чтобы поддержать бунтовщиков (интересно, даже не все жёны декабристов были таким уж любящими, но это не отвратило их от добровольной ссылки). В целом же, говоря об этой истории, Мотыль говорил, что
«мужья свою битву проиграли, а жёны – выиграли». Не зря же он посвятил работу женщинам России.
Снимать Мотыль пригласил цвет советского кинематографа. Алексей Баталов в роли князя Сергея Трубецкого, Олег Стриженов в роли князя Сергея Волконского, Василий Ливанов в роли императора Николая Первого смотрелись более чем убедительно. Прекрасно изобразил отвратительного губернатора Цейдлера Иннокентий Смоктуновский, а Олег Янковский в роли Кондатий Рылеева мне отчего напоминает сомневающегося Генриха Шварцкопфа из фильма «Щит и меч» (1968). Вписался в эту компанию и Игорь Костолевский. Картина не была его кинодебютом, он уже дважды снимался, но в главной роли – в первый раз.
Главных героинь сыграли Наталья Бондарчук, под которую Мотыль и писал роль Марии Волконской, Ирина Купченко (Екатерина Трубецкая) и полька Эва Шикульска, которой отдали роль элегантной, но дерзкой француженки Полины Гебль, для которой это был первый опыт работы в советском кино. Вообще-то Мотыль хотел видеть в роли Полины французскую актрису Анни Дюпре, но
чиновники не выделили на приглашение иностранки должный бюджет.
Тогда режиссёр решил поискать актрису в братской Польше. Так в истории и появилась Эва.
А ещё обратите внимание на крошечный эпизод во время свадьбы Волконских. Там
на несколько секунд в кадре появляется дирижёр оркестра. Это – Булат Окуджава,
написавший к фильму музыку, и, в частности, романс про кавалергарда и юную деву.
Часть эпизодов снимали в Эрмитаже.
Тогдашний директор музея Борис Пиотровский всячески сопротивлялся и не разрешал съёмки в Эрмитаже,
но Мотыль всё-таки получил разрешение от чиновников. Пиотровский пустил съёмочную группу всего на одну ночь и предоставил всего три зала, где можно было снимать. Увы, группа не уложилась в срок. Тогда Мотыль снова отправился к директору, прихватив Василия Ливанова в императорском костюме. Именно Ливанов и убедил Пиотровского разрешить киношникам остаться, так что нужные сцены отсняли.
Правда, не всё складывалось так благополучно, и порой актёры серьёзно страдали. Например, в сцене с гражданской казнью Трубецкого, когда над головой Алексея Баталова ломали шпагу, из-за недосмотра реквизиторов шпага поранила актёра. Несмотря на то, что
по лицу Баталова текла его собственная кровь,
он сохранил невозмутимость.
Для сцены казни декабристов пригласили каскадёров, которые заменяли висельников. Но в эпизодах, когда приговорённые ещё только готовились к казни, играли актёры. На них надевали настоящие висельные мешки и позаимствованные в музеях страны кандалы. Как-то
кандалы Олега Стриженова заело прямо во время дубля, так что после съёмок его пришло высвобождать всей группой.
Пострадала за декабристов и Эва Шикульска. По сюжету её героине нужно было переправляться через покрытую льдинами Неву на утлой лодчонке. Снимали эпизод ночью, в мороз. Чтобы актриса не замёрзла, её укутали и растерли спиртом. Однако это возымело неожиданный эффект:
Эва слегка опьянела и не на шутку испугалась, что вывалится из лодки в холодную воду.
Главную сцену фильма –
восстание – снимали на Сенатской площади. Зрители видят от силы три минуты действия, но на съёмки ушло три дня.
Основной причиной задержки стали лошади, многие из которых оказались своенравны и мешали работе. Другие эпизоды снимали прямо на ленинградских улицах, которые, кстати, пришлось засыпать снегом, привезённым из пригородов, потому что в самом Ленинграде снег к тому времени растаял.
Но в итоге кино получилось. «Звезда пленительного счастья» вышла, как и задумывалось, накануне 150-летия восстания декабристов и заняла достойное место в советском кинофонде.
А как вы считаете, Владимиру Мотылю удалось «чувства добрые лирой пробудить»? И видели ли вы новую работу на эту тему - картину «Союз спасения»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296