Тема религии в советском кино затрагивалась нечасто, а уж положительных священников можно, наверное, по пальцем одной руки пересчитать. Тем интереснее картина «Ищу мою судьбу», которую поставила в 1974 году режиссёр Аида Манасарова. Признаться, я даже не вполне понимаю, как подобный фильм мог появиться в семидесятые. Возможно, это был даже какой сговор церкви и государства, хотя, судя финалу, церковь всё-таки проиграла.
Итак,
главные героини истории - три сестры. И, кажется, у них очень символичные имена.
Старшая Вера, потеряв ребёнка, кончает жизнь самоубийством. Это ли не символ потерянной в муках веры? Средняя Надежда - правильная советская гражданка, учительница, образцовая героиня, которая всё всегда знает наперёд. В общем, эдакая надёжа и опора общества. Ну и младшая, конечно же Любовь, - нерешительная, робкая, мечущаяся в юношеских терзаниях.
Герои-мужчины - это явное противопоставление двух образов жизни, двух мировоззрений. Один, учёный-историк, - носитель марксистского учения, другой, молодой священник, - сторонник религиозных догматов. Они затевают дискуссии о философии, но
им есть что делить и в более приземлённом смысле - оба влюблены в одну женщину.
Режиссёр Аида Манасарова взялась за экранизацию романа писателя и драматурга Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь», потому что её вообще всегда интересовала тема морали, отношений между людьми, взаимодействия внутреннего мира с обстоятельствами внешнего. На главные роли она пригласила актёров большей частью известных и уже хорошо знакомых зрителю: Надежду сыграла Галина Польских, а той самой Любовью, которую пытается затянуть в омут религии бабка сёстер, стала 18-летняя дебютантка Елена Сафонова. Елену до этой ленты никто не знал, в кино она снималась впервые, да и роль была не особо яркой, но её всё равно заметили и режиссёры, и зрители.
С особенным вниманием отнеслась Манасарова к подбору актёров на роли мужские. Учёного-историка, вдовца и любящего деда, сыграл Георгий Жжёнов. Жжёнов, на мой взгляд, - носитель выраженной положительной харизмы, его героям нельзя не верить, в какой бы ситуации они не оказались. И в этом фильме актёр опять предстал в роли убеждённого в своей правоте (и, пожалуй, не без оснований) персонажа, в общем-то, довольно для него типичного.
Роль священника отдали Эдуарду Марцевичу.
В кино он на тот момент играл в основном роли второстепенные, зато был одной из главных театральных звёзд Москвы. Интересно, что на момент съёмок ему было уже под 40, хотя по сюжету священник довольно молод.
Упомяну ещё и коллегу отца Александра, сыгранного Марцевичем, - отца Климентия (в его роли - Евгений Шутов). Его образ, скорее всего, задумывался как утрированный и преувеличенный.
Климентий явно примерил рясу ради выгод, ему, похоже, и дела нет до Библии и церкви. Это рядовой приспособленец, где-то корыстный и лицемерный.
На фоне от души преданного религии Александра Климентий - сущая карикатура на священнослужителя, но, похоже, и сейчас, спустя почти полвека после премьеры, таких в церкви много.
А одна из самых притягательных черт картины «Ищу мою судьбу» - любовно показанная жизнь небольшого советского городка, где по-прежнему царят патриархальные в лучшем понимании этого слова нравы (снимали его, к слову сказать, в Калуге). Та самая
милая провинциальность, которую воспевали русские классики и которая даже сегодня сохранилась в российской глубинке.
И фильм стоит посмотреть хотя бы ради такого возвращения в тихую, немного застывшую атмосферу ушедшей жизни.
А как вы думаете, что в финале возьмёт верх над отцом Александром - любовь к депутату Горсовета или вера?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296