Народ продолжает жить до тех пор, пока живёт хотя бы один его представитель, помнящий культурную традицию своих предков, пока сохраняется знание десятка или двух слов на уникальном диалекте, пока изредка звучит старинная народная песня, мелодия которой пронеслась сквозь века.
В настоящее время существуют четыре самых немногочисленных народа на территории России, которые сохраняют свою уникальную культурную память, даже если их численность сократилась до нескольких десятков человек.
Ижорцы
Ижорцы, численностью всего 210 человек, проживают в Ленинградской области. Этот народ, ранее многочисленный и могущественный, контролировал подступы к Финскому заливу.
В IX веке, отделившись от корел, живших на Карельском перешейке, они переселились на юг, заселив бассейн реки Ижора. Здесь они создали уникальную культуру и язык, о которых упоминается в летописях. Впоследствии, европейцы воспринимали ижорцев как воинственный и опасный народ, который эффективно защищал Ладогу и окрестности будущего Санкт-Петербурга.
Великий Новгород признал их воинственность, нанимая ижорцев для защиты берегов Финского залива от иностранных захватчиков. Ижорцы успешно отражали нападения шведов и финнов, выполняя условия новгородского контракта.
В XIII веке ижорцы стали частью Новгородского государства.
Ижорцы были мастерами строительства, адаптируя свои жилища под местные болотистые условия. Они уделяли особое внимание фундаментам, приспособленным к высокому уровню грунтовых вод. Основным занятием народа было рыболовство, начиная с XVI века из этой местности везли салаку и корюшку.
Современники описывают ижорцев как приятный народ, отличающийся независимостью и добродушием к уважающим их людям. Ф. Тумановский в XVIII веке отмечал их лукавство и проворство. Другие записи подчеркивают их трудолюбие, осуждение лени и праздности.
Ижорцы сохранили общий с корелами и финнами эпос, который включает рунические песни, часть из которых сохранилась только в исполнении ижорских сказителей-рунопевцев.
В 1848 году ижорцев насчитывалось 17 800 человек, к 2021 году их осталось всего 210, преимущественно в районах Кингисепп и Ломоносов. В деревне Вистино, где проживает 43 человека, сосредоточен центр ижорской культуры, поддерживаемый Ижорским музеем.
Водь
Водь, финно-угорский народ, насчитывающий 99 человек, обитает в Ленинградской области. Это народ, произошедший от северных эстонцев, которые мигрировали на территории между реками Нарва и Луга на востоке области. Точное время их переселения остаётся предметом споров: есть предположения о X веке, но археологические находки водских захоронений I—IV веков указывают на более раннее присутствие.
Водь издавна защищала свою независимость, воюя против шведов, финнов и Новгорода, который стремился присоединить этот народ, населяющий его окраинные земли. Водь отличалась воинственностью, даже вызывая негодование Папы Римского, который в письмах к шведам призывал сдержать их боевой пыл.
В 1049 году водь подпала под влияние Новгорода после того, как новгородцы и наёмные ижорцы отразили финскую атаку на их земли. Это привело к постепенной ассимиляции ижорцев в славянскую культуру, и к 1848 году их численность сократилась до 5 148 человек.
О води известно, что их считали одним из самых красивых народов, причём женщины выделялись миловидной внешностью и весёлым характером, а мужчины и женщины были в основном натуральными блондинами. Другой известный факт – это популярность иван-чая, который долгое время производился на водских территориях, составляя около 90% всего «копорского чая» в Российской Империи. Название «копорский» происходит от Копорья, где традиционно жили водь.
Сегодня водь проживают в Санкт-Петербурге, Эстонии и в нескольких деревнях на севере Кингисеппского района. Проекты расширения порта Усть-Луга создают угрозу для деревень Лужицы и Караколье, где сосредоточены последние представители этого народа.
Алюторцы
Алюторцы, обитающие на севере Камчатки, представляют собой небольшой, но устойчивый народ, который на протяжении всей своей истории отстаивал свою независимость перед лицом более могущественных соседей.
Этот народ, представляющий собой отдельную ветвь коряков, в определённый момент истории выбрал путь самостоятельного существования. Алюторская культура развивалась под влиянием как коряков, так и эскимосов. Название народа происходит от названия поселения Олюторка. В ходе исторических конфликтов чукчи захватывали их оленей, а казаки, после длительных вооружённых столкновений, взимали с алюторцев налог в виде ясака.
Тем не менее, алюторцы сохранили свою культурную идентичность, включая шаманизм и традиционные верования, связанные с культом предков и природными духами.
Советский лингвист П. Я. Скорик классифицировал алюторский язык как самостоятельный, отмечая, что коряки и алюторцы испытывают трудности во взаимопонимании. Изоляция от других народов способствовала тому, что алюторцы перенесли эпидемии оспы с минимальными потерями по сравнению с другими группами.
На сегодняшний день численность алюторцев составляет менее сотни человек, большинство из которых проживает в Камчатском крае.
Кереки
Кереки, насчитывающие всего 23 человека, живут в Чукотке и считают себя «приморскими людьми».
Их уникальный язык, диалект карякского, быстро исчез, уступив место чукотскому и русскому. В 2005 году ушёл из жизни последний носитель оригинального керекского языка. Однако в ходе переписи населения 2021 года неожиданно обнаружилось четыре человека, заявивших о владении этим языком.
Кереки традиционно занимались рыболовством, морским промыслом и охотой на меховых зверей, как и другие народы Крайнего Севера. В XVIII веке они столкнулись с конфликтами между эскимосами и коряками, что заставило их прятаться в пещерах для выживания, в результате чего численность народа сильно сократилась.
Кереки разработали уникальное гарпунное устройство, известное как «керекская спица». Они также изобрели «керекскую упряжку», где собаки запрягаются парами или поодиночке друг за другом, что повысило эффективность передвижения и комфорт для животных. Эту инновацию переняли и другие народы Севера.
Культурное особенность кереков – матриархат. Женщины, будучи мудрецами и шаманами, принимали ключевые решения в хозяйственной, экономической и религиозной сферах. Имена детям давались из списка имен женской линии рода.
Керекские дети, считающиеся реинкарнациями предков по материнской линии, пользуются особой благосклонностью взрослых, которые стараются исполнять любые их желания. В народных сказаниях дети у кереков всегда представлены умнее взрослых.
А какие малочисленные народы России известны вам?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: