Международная компания присутствовала чуть ли не во всех часовых поясах, в большом количестве стран - и одновременно нигде, т.е. как корпорация она не была зарегистрирована ни в одной стране; почему? - чтобы не платить корпоративные налоги. Экономика должна быть экономной!
Южная Корея, Гонконг-КНР, Казахстан, Грузия, Россия, Латвия, Украина, Нидерланды, Норвегия, Канада, США, Каймановы Острова, Сент-Китс и Невис и бог знает где ещё было присутствие холдинга. Компанию организовали русские - точнее, русские ребята родом из Украины и из Латвии (причём, из "самого латышского города Латвии" - именно так я прочитал как-то раз в отеле того городка).
Чтобы устроиться, я проходил стандартные круги - онлайн HR, встреча с нанимающим менеджером, коего я видел вживую в итоге только два раза - на собеседовании и при его увольнении - и оба раза это было к кафе TEKHNIKUM на Большой Дмитровке в Москве, улице знаковой и битком набитой людьми, ресторанами, Театрами, ГосДумами да СовФедами.
Собеседование в кафе - а Техникум это не просто "рестик", это демократическая обстановка и посадка "плечо к плечу" - само по себе отдельное приключение! Вы пытаетесь вслушаться в рассказ и вопросы собеседника, перекрываемых шумом кухни и десятками диалогов вокруг и мысленно радуетесь, что оно хотя бы на родном языке, ибо любой иностранный не-нативный для вас язык утонул бы в этом хаосе звуков, а так ещё был шанс уловить знакомые очертания слов, а точнее фраз. В ответ начинаете отвечать - и понимаете, что не слышите даже сами себя, и начинаете очень громко сообщать свои мысли, почти кричать - рассказывая всем окружающим о собственных и командных достижениях, о проблемах и способах их решения. К концу встречи, я уверен, пара десятков человек услышала (и, надеюсь, сразу же забыла) про такие мои истории, что это собеседование стало напоминать прилюдную исповедь с необходимостью повторять некоторые ответы, ибо не все в точности их расслышали и хотели бы сверить все детали моего рассказа и связать их между собой.
- Ты когда-нибудь проходил полиграф? - спросил меня нанимающий менеджер.
- Эмм, нет... А надо?
- Надо. Все соискатели у нас проходят через это. Но ты не волнуйся, ничего личного и политического там не будет. У нас в компании запрещены любые политические темы, ибо все с разных стран и всех национальностей, нам достаточно острых тем по бизнесу, чтобы ещё и с политикой всё перемешать.
- Я готов. Куда идти или ехать?
- Не, правильно будет спросить - куда лететь? Ответ - в Киев.
Я представлял себе СБ с Украины, проводящего допрос в лучших традициях... нет, стоп, чересчур. Это уже чуть позже компания наняла специалиста с полиграфом в Москве, расширяя присутствие в России - стало банально дешевле содержать своего человека в Москве, чем брать всем билеты и отели и мотать туда-сюда между странами - а я летел в Киев.
Тревожно ли я себя чувствовал? Да. Страны уже были в ссоре после Крыма, обещание отсутствия политики обнадёживало, но что меня могло ждать там вокруг? Опыта прохождения полиграфа не было, и обе тревожности множили друг друга. О полиграфе я только слышал...
Мой коллега по прошлой корпорации, из московского офиса, технический директор, что сдал мне на растерзание всю свою команду, не был оттуда уволен, а отправился в питерскую штаб-квартиру, чтобы там обсуждать перевод в дочернюю структуру и переезд в Бангладеш - и этот, по большому счёту внутренний перевод сопровождался прохождением полиграфа.
Коллега отзывался о том опыте крайне негативно, но, учитывая что у главы СБ в углу стояла гигантская "дубина неандертальцев", а сам он смотрел на всех так, что мои программисты просили больше никогда его не встречать... то, возможно, мой плановый полиграф должен был пройти легче. По крайней мере, этого так хотелось...
Лететь надо было через Минск, прямых рейсов уже давно не было; Киев встретил спокойно, на паспортном контроле тогда никто и ничего не сказал, только спросили - Когда в последний раз был в Крыму?
Я честно ответил - При Советском Союзе ещё, и больше не ездил.
Местный СБшник по прилёту набрал меня, учтиво поинтересовался самочувствием после перелёта, сказал куда требовалось приехать на следующий день и посоветовал сегодня отдыхать. Но разве мог я позволить себе, впервые приехав в Киев, не пойти его смотреть, даже поздно вечером по темноте? Хотя, это и есть для меня отдых, а валяться в номере и тупить, глядя в потолок, либо читая новости для меня точно не расслабление.
Готель Украина (бывшая гостиница Москва) находилась прямо над Майданом Незалежности, классическая сталинская московская высотка, только с откусаным шпилем, она была как якорь - или, скорее, маяк - посреди незнакомого города. Её окна в деревянных рамах были родом из Совка, как и она сама, через щели в окнах дул ледяной ветер, от которого спасали только плотные шторы, загнутые мною на широкий деревянный подоконник. Всё это, вместе с совковой же ручкой на окне, напоминало детство и юность, радости и проблемы, которые тогда меня окружали...
Итак, я побежал проветриться, выйти на площадь и пройти по Крещатику. Как только я подошёл к площади - тёмной, мрачной, с венками и фамилиями погибших, с вышиванкой, надетой поверх Оранты - фигуры девушки с монумента независимости...
Откуда-то из мрака от стены отделилась тёмная фигура и заспешила ко мне, держа в руках комплект то ли чёток, то ли бус или браслетов. Фигура торопилась наперерез, она начала кричать мне на украинском. Смысл был понятен - он просто привлекала внимание, но я сделал вид, что не понимаю. Мужик смекнул и перешёл на русский - я сделал вид, что не понимаю ещё больше прежнего... Уж очень не хотелось иметь вид человека в центре столицы Украины со знанием русского и без знания мовы...
Мужик не унимался - английский, немецкий, французский - ого, полиглот, правда, пока что он напоминал Кису Воробьянинова с его "же не ман па сис жюр", но наконец он понял, что меня не завлечь и потерял ко мне интерес. Я выдохнул - чёрт, было волнительно, вот, вроде бы на пустом месте - а волнительно, как-то неприятно и грязно, ведь пришлось врать. Ну ладно, не врать, а немного обманывать, делая вид, что ты не понимаешь несостоявшегося собеседника. Но и общаться в той обстановке совершенно не хотелось.
Но дальше было всё спокойно, я наконец выдохнул, проветрился и вернулся к отелю, что-то спросив по ходу на ресепшен. Стоявший рядом мужчина поинтересовался - Откуда я прилетел?
- Из Минска - я точно не врал, самолёт был из Минска.
- Хороший город - мечтательно возвёл к потолку глаза случайный собеседник - доброй ночи.
Утром я выехал из отеля и двигался на метро, потом на троллейбусе до указанного мне адреса - предельно низкие цены на проезд, после московских, просто поражали. От аэропорта Жуляны я, кстати, до центра добирался тоже на троллейбусе, благо воздушная гавань была внутри столицы.
Пожилая пара на остановке обсуждала как им доехать - разговор был на литературном русском языке, в который вплетались украинские названия остановок. Люди в троллейбусе болтали, девушки щебетали и мужики басили - все, в основном, на русском.
СБшник с полиграфом встретил в обычной квартире в панельном доме, переделанной под контроку. Туалет, кухня, кабинет и маленькая комнатушке с полиграфом.
- Чай, кофе?
- Кофе. Чёрный, крепкий, горький, без молока и без сахара, если можно.
- Как добрались?
- Отлично.
- Без происшествий? Местные не приставали?
- Ну, так, нормально...
- У нас все адекватные, кроме, может, группировок всяких. Обычные жители. Заметили, что все на русском говорят? - он улыбнулся - но не будем о политике ни слова.
И процесс начался. Меня пристегнули к аппарату - или его ко мне? - проводами, как щупальцами. Пара тренировочных вопросов - как зовут (сказать правду) мужчина или женщина (сказать неправду). Список боевых вопросов показали чуть заранее, чтобы я на них подумал, как ответить - кое что захотелось уточнить, это сделали
Вы когда-нибудь крали оборудование или иные материальные ценности из компании? Тут сразу захотелось уточнить - по опыту общения с некоторыми службами - считается ли этим действием распечатать личные документы на бумаге и принтере компании? Воспользоваться карандашом или ручкой там...
- Не-не, имеется в виду основные средства, серьёзная техника - прокомментировал СБшник.
Вы когда-либо пользовались своим служебным положением, чтобы извлечь личную выгоду?
Ну тут тоже имелось в виду не покупка чего-либо за свой счёт, но по по корпоративным тарифам - а прямое использование власти для своего благосостояния.
На предыдущих местах работы Вы когда-нибудь оказывали кому-нибудь незаконные услуги за вознаграждение?
И всё в таком духе - вскоре речь дошла до злоупотреблений в личной сфере.
Вы играете в азартные игры?
Есть ли у Вас непогашенные финансовые обязательства ?
Вы употребляли когда-либо запрещённые наркотики?
Тут всё просто, даже не курил никогда.
Вы положительно относитесь к алкоголю?
На этом вопросе я вздрогнул и ответил - нет. СБшник приостановил списочный допрос и углубился в тему употребления алкоголя - я-то бросил пить лет в 20 (ничего себе, там, за бугром, не все ещё начинают пить, а у нас уже бросают), но не все из моего окружения не имеют проблем с алкоголем, что стало для меня триггером, ведь, буквально на днях я общался с близким мне человеком, он был подшофе и я был этим крайне недоволен. СБшник докапывался и докапывался до деталей - в чём проблема, где, как лично сказывается, и, наконец, всё для себя разобрал - меня же этот разбор семьи "триггерил", ведь не дядя ж мой или иные родственники устраиваются на работу, а я! И я решил этот нюанс чётко проговорить, что сам я не пью, но меня не очень устраивает обсуждение семьи.
- Что же - подытожил СБшник - это был первый круг, а теперь все те же вопросы по новой.
И мы пошли на второй круг, СБшник спрашивал меня по тем же самым вопросам, но иногда уточняя их деталями - отвечал я бодро и быстро, благо всё уже было известно. Но на вопросе про алкоголь меня передёрнуло - он звучал "имеете ли Вы или Ваши родственники проблемы с алкоголем?" и ответ не был "да" или "нет" - он был "я нет, родственники, некоторые - да".
Но СБшник уже не слушал, он остановил процесс на полиграфе и произнёс - Стоп, всё, тестирование окончено, про себя Вы и так всё знаете - и свернул всё общение со мной.
Честно, я вышел не в радужном настроении, меня при трудоустройстве расспрашивали про неприятную для меня тему, раскапывали её - хотя я этого не просил, и даже более, попросил не трогать именно так. Что всё, я провалил? Меня не возьмут, а вроде так всё было радужно? Будут продолжать допрашивать следующих?...
Мне отзвонилась HR, чуть позже вечером, перед отлётом домой и поинтересовалась - как всё прошло?
Я размышлял до этого звонка заранее над ответом, поэтому решил - за встречу и организацию сказать спасибо, за вопросы сказать спасибо, но выделить тот блок, что ввёл меня в грустные размышления и попросить так более не делать, что обсуждать на собеседовании родственников неэтично, как минимум - в конкурентах и в компании они не работают, проверить судимости и протоколы можно и так, без полиграфа.
Уж не знаю, то ли СБшник предоставил положительный результат, то ли мой комментарий как-то повлиял на исход, но следующим днём мне прислали оффер, с весьма недурными финансовыми условиями, который я и принял, но осадочек, всё равно, остался.
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.
Подписывайтесь на канал - зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось.