Найти в Дзене
Кинокультура

«Виды доброты» (2024) – истинное наслаждение в трех частях от греческого короля артхауса

Оглавление

Многие узнали Йоргоса Лантимоса по его последним фильмам «Фаворитка» и «Бедные-несчастные», но далеко не все знают, что раньше фильмы греческого режиссера были совершенно иными: провокационными, тревожными и со сложным нарративом. И, пожалуй, его «Виды доброты» ближе всего напоминают атмосферу «Убийства священного оленя», «Лобстера» и «Клыка».

Режиссер вернулся к менее бюджетным фильмам и трижды разыграл спектакль, задействовав моих любимых актеров: Джесси Племонса, Эмму Стоун, Уиллема Дефо, Маргарет Куолли и Хонг Чау. Рассказываю о каждой новелле, в которой режиссер передает привет своему раннему творчеству и воссоздает узнаваемые стилистические приемы.

«Смерть R.M.F.» – несамостоятельный Племонс в зависимости у начальника Дефо

-2

Бизнесмен Роберт (Племонс) настолько предан своему начальнику (Дефо), что исполняет даже самые незначительные его просьбы: от выбора носок и диеты до отказа от детей. Однажды босс поручает ему сбить на полном ходу какой-то автомобиль, но Роберт отказывается выполнить это задание, боясь, что это приведет к гибели водителя другого авто. Потеряв доверие начальства и мучаясь от бесконечно навязчивых снов, в которых он уничижительно просит прощения, Роберт пытается вновь вернуть расположение начальника. Без него вся жизнь кажется страшной, ведь сам Роберт не в силах принимать решения самостоятельно.

-3

В первой истории сразу же чувствуется, что режиссер возвращается к своим корням: на фоне слышится раздражающее пианино и набирающий темп тревожный хор. Через свой привычный абсурдный стиль Лантимос демонстрирует отсутствие самостоятельности у главного героя и его зависимость от окружающих. Показателен момент, когда Роберт пытается вновь себе навредить, чтобы привлечь к себе незнакомую девушку, ведь именно так его учил начальник. Метафора вполне читаема: сотрудник не понимает, как распорядиться свободой воли, и всеми возможными способами старается вернуть контроль к своему начальнику.

«R.M.F. летит» – Племонс подозревает, что его жену Стоун мистически подменили

-4

Полицейский (Племонс) горюет по своей жене (Стоун), которая пропала без вести во время морской экспедиции. В сцене с небольшим оттенком абсурда он вместе с друзьями просматривает запись их совместной вечеринки, где участвует его жена. Полицейский настроен пессимистично к поиску жены, но через время ее всё же находят живой. Однако вскоре герой начинает думать, что это не она, а её заменитель. Для проверки он использует весьма странные приемы: например, просит приготовить на обед ее собственный палец.

-5

От второй новеллы я получил больше всего восторженных эмоций, поскольку здесь Йоргос проделывает изумительную работу с субъективным видением героев. Сначала мы видим историю через призму полицейского, которому появление жены кажется действительно странным и подозрительным. Затем фокус смещается на саму жену, и полицейский начинает восприниматься как угрожающее существо, у которого явно не всё в порядке с психикой. В итоге вся метафора строится на нездоровом браке, где у каждого свое виденье на ужасные вещи. Единственным объективным здесь является признак беспрекословной привязанности – поглощающей и саморазрущающей силе любви, когда ради партнера готов жертвовать чем угодно.

«R.M.F. ест сэндвич» – сектанты Племонс и Стоун преклоняются главе секты Дефо

-6

Два культиста (Племонс и Стоун) занимаются поисками полумифической девушки (Куолли), обладающей способностью воскрешать людей с помощью прикосновения. Чтобы порадовать позитивных лидеров (Дефо и Чау), они действительно находят эту девушку, следуя видениям из своих снов. Одним из подопытных мертвецов становится побочный персонаж R. M. F, который подозрительно похож на самого Лантимоса и появляется в каждой истории.

-7

Расшифровать третью новеллу кажется самой непростой задачей, так как здесь многое отсылает к греческой мифологии. Но уверенно можно выписать тему одержимости, чем-то схожей с первой новеллой. Здесь все сводится к стремлению главной героини сделать все возможное ради возвращения в загадочную коммуну, где люди безусловно любят друг друга, ожидая взамен только верности. И именно это новелла порадует тем самым танцем Стоун.

По итогу все три истории очень странные и абсурдные – именно за этот киноязык и провокационное исследование социальных тем мы и полюбили Йоргоса Лантимоса. Все три его новеллы связаны сквозной темой: какие жертвы готовы принести герои ради принятия другого – от диктатуры и злоупотребления властью до самопожертвования и преклонения.