Найти тему
Строительный мир

Промышленный гигант, которому рады не все: на востоке России могут возобновить приостановленный ранее проект

Этот проект в свое время вызвал неоднозначную реакцию. Часть местных жителей выступила против его реализации, опасаясь экологических последствий и не желая мириться с тем, что на месте пляжа появится промышленный гигант. Другие же приветствовали данную инициативу, воплощение которой непременно оживило бы вымирающий поселок, подарив последнему новую инфраструктуру и рабочие места.

Речь идет о строительстве современного угольного терминала в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края. Инициатором кампании пять лет назад выступила «А-Проперти», создавшая для этой цели ООО «Порт Дальний». В 2020 году на мысе Веселый, где предполагалось возвести будущий комплекс, стартовали изыскания. Но дальше предварительных мероприятий дело не двинулось.

© Svitogor / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Мыс Веселый)
© Svitogor / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Мыс Веселый)

В 2022-м региональные власти заявили, что вместо угольного терминала в поселке построят большой универсальный порт, где будут переваливать различные, в том числе контейнерные грузы. Кроме того, сообщалось о модернизации сопутствующей инфраструктуры, включая железнодорожный участок Совгавань-Сортировочная – Совгавань-Город. Но реальных подвижек в течение следующих двух лет в этом направлении не последовало.

Однако в августе 2024-го стало известно, что компанию «Порт Дальний» приобрела УК «РВМ Капитал». Официально ее владельцем стал Закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИН) «РВМ Восток». Эксперты полагают, что это может свидетельствовать о возрождении проекта по строительству порта, тем более, что часть документации уже готова.

Ряд источников сообщает, что возводить будут все-таки угольный терминал, хотя краевые власти два года назад подчеркивали, что ископаемое топливо в поселке Заветы Ильича переваливать точно не будут, так как для этого сегодня на Дальнем Востоке достаточно мощностей. Тот же порт Ванино успешно справляется с этой задачей. Более того, за первые семь месяцев 2024-го экспорт ископаемого топлива по сети РЖД снизился примерно на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го и составил порядка 106 млн тонн.

© yandex.ru/map-constructor (Изначально проектом было предусмотрено строительство на первом этапе в районе мыса Веселый причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом до 40 тыс. тонн, а на втором этапе — строительство пирса для судов дедвейтом до 100 тыс. тонн)
© yandex.ru/map-constructor (Изначально проектом было предусмотрено строительство на первом этапе в районе мыса Веселый причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом до 40 тыс. тонн, а на втором этапе — строительство пирса для судов дедвейтом до 100 тыс. тонн)

Что касается п. Заветы Ильича, расположенного на берегу бухты Постовая, бухты Бошняка и бухты Северная залива Советская гавань, то во времена СССР здесь находилась военно-морская база. В конце 1980-х в поселке проживало более 13 тыс. человек. Однако после ухода военных его население постепенно сократилось почти в два раза и сегодня составляет менее 7 тыс. человек. Многие квартиры оказались попросту брошенными, а отдельные дома превратились в руины.

Некоторые жители надеялись, что со строительством нового порта поселок снова оживет, появится необходимая инфраструктура, у людей будет постоянная работа. Но не все разделяют подобный настрой. Несколько лет назад десятки граждан выходили на митинг, выступая против проекта, переживая в первую очередь за экологию. Однако, как отмечали в то время инициаторы кампании, объект будут строить и эксплуатировать без вреда для окружающей среды.