По территории вечной мерзлоты сквозь тайгу, скалы и болота на востоке России ударными темпами строят крупнейшую в стране частную железную дорогу, призванную соединить угольное месторождение Эльга (Якутия) с одноименным портом, который появится в районе мыса Манорский, на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря. Суммарная стоимость этого масштабного проекта составляет порядка 150 млрд руб.
Подготовительные мероприятия в рамках кампании стартовали в 2021-м. В течение следующего года было уложено 80 км пути. А к осени 2023-го степень готовности объекта достигла 50%. К августу 2024-го из 531 км построено уже свыше 450 км стальной магистрали. Напомним, с учетом разъездов и станций общая протяженность Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) составит порядка 625 км.
- Предусмотрено 18 железнодорожных разъездов и одна промежуточная станция. В районе порта «Эльга», который будет отвечать самым строгим экологическим требованиям, построят восемь железнодорожных путей и 5 км конвейерной линии для транспортировки угля. А также склады для хранения грузов.
На данный момент грузовые составы уже курсируют на некоторых участках этой линии. В полной мере новый портово-железнодорожный коридор сформируют в 2025 году. Ожидается, что ежедневно по нему будет проходить до восемнадцати пар поездов. Мощность морского угольного терминала «Эльга» составит 30 млн тонн в год с перспективой увеличения до 50 млн тонн.
Баржи причаливают здесь с середины весны 2024-го. А через пару лет порт сможет обслуживать суда максимальной грузоподъемности (до 100 тыс. тонн). По словам врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, в дальнейшем на берегу Охотского моря в этом месте будет образован новый город.
Строящаяся линия позволит примерно вдвое сократить маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения до Тихого океана и разгрузит Байкало-Амурскую магистраль, с которой новая «железка» связана через разъезд «Улак». От последнего ветку до Эльги (360 км) протянули в 2012 году. Сегодня путь по БАМу от месторождения до порта «Ванино» составляет почти 2 тыс. км.
При сооружении Тихоокеанской железной дороги строителям пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, связанных в первую очередь с климатическими и рельефными особенностями региона. Температура воздуха в зимний период опускается здесь до 55° со знаком «минус». Тем не менее работы не останавливали даже в самые холодные дни.
В ходе проекта приходится строить сотни различных искусственных сооружений, включая шесть крупных мостов через водные преграды. Причем, практически все основные переходы уже готовы. Возводили их по стандартным технологиям. Опоры выполнены из монолитного железобетона (фундамент свайного типа), а пролетные строения, учитывая логистические сложности, делали типовыми (не длиннее 30 м), чтобы их без труда можно было доставить на площадку.
Учитывая условия и сжатые сроки строительства, отечественные специалисты проявили настоящий профессионализм при реализации этой масштабной инициативы. Уже в следующем году на всем протяжении линии, окруженной живописной дикой природой Дальнего Востока, начнут регулярно курсировать поезда, перевозящие тысячи тонн основного и сопутствующего груза.
Примечательно, что похожий проект планировали реализовать еще при СССР, в середине прошлого века. Правда, тогда речь шла о стальной магистрали, конечной точкой которой на побережье Тихого океана был бы Аян (где и предполагалось строить крупный порт), расположенный примерно в 215 км к северо-востоку от мыса Манорский. Но в те годы проект посчитали экономически нецелесообразным, отложив его до лучших времен.