В прошлый раз мы не успели сказать о стоячих волнах. А сказать о них стоит. Представим, что на столе стоит коробочка. И вот внутри коробочки от одной стенки к другой распространяется звуковая волна.
Теперь важно, чтобы выполнилось следующее условие: между стенками должно укладываться целое (не дробное) число полуволн.
Представим себе звуковую волну, как синусоиду, которая идет вдоль оси икс и то ныряет под нее, то пробегает сверху оси. Допустим, что отраженная от стенки волна будет пересекать ось икс в тех же точках (узлах), в которых ее пересекала исходная (прямая) волна. Эта отраженная волна в свою очередь тоже отразится от первой стенки и всё начнется сначала. Это и есть стоячая волна.
При этом возникает резонанс, усиливающий звук, а коробка, в которой образуется стоячая волна, выступает в роли резонатора. Если источник звука многообразием звуковых волн нас не балует, например это камертон, то резонатором для него и в самом деле может выступить прямоугольная коробка с аккуратно подобранными размерами.
А вот если музыкальный инструмент создает целую палитру звуков, многие из которых хотелось бы усилить, то и резонатор должен обладать более затейливой, сложной формой.
Скрипки различных форм усиливают различные звуковые волны, что придает их звучанию индивидуальность и характерный тембр. То же касается гитар, виолончелей и других струнных.
Кстати, ротовая полость человека – тоже вполне себе резонатор.