Средневековье было ужасным временем. Жизнь человеческая, особенно если святые отцы вдруг решили, что тебя нужно немножечко попытать, не стоила ничего. И любой, будь он хоть обычный крестьянин или даже вполне себе благородный рыцарь, мог попасть в застенки и там поближе познакомится с инструментами пыток. Дыба, щипцы, иглы, испанский сапог и огромный ассортимент колюще - режущих предметов превращали жизнь заключенного в ад. Но хуже всего была "железная дева". Поистине ужасный механизм пыток. Железный шкаф, сделанный в виде фигуры святой Девы Марии.
Пытаемого помещали в этот шкаф и запирали железную дверь, протыкая беднягу острыми железными шипами, которыми он был усеян изнутри. Острия их прокалывали руки, ноги, плечи и живот, причиняя страшную боль, но не убивая несчастного. Ведь размещены они были так, чтобы не задеть жизненно важных органов. Такая пытка была крайне болезненна, особенно если попавший внутрь "железной девы" человек пытался освободиться, разрывая свое тело острым металлом. И при этом могла длиться часами, ведь шипы запирали кровь, не давая человеку быстрой смерти от кровопотери.
Вот честно, от одного только описания этого механизма, кровь стынет в жилах. А что, если я скажу, что вся эта чудовищная конструкция не имела к Средневековью вообще никакого отношения? Что не только палачи, но даже и отцы инквизиторы не использовали "железную Деву" просто по причине того, что появилась она на свет неизмеримо позднее того дня, когда закончились Средние века. Как так получилось? Давайте разбираться.
И главное, с чего следует начать, это то, что, говоря о "железной деве" люди, рассказывающие о варварских пытках Средневековья, опираются ровно на три источника. В каждом из которых в той или иной мере, есть описание процесса пытки или казни человека, помещенного внутрь некого объекта с шипами. Все эти объекты отличаются видом и размером, но, судя по всему, принцип действия у них был один и тот же.
Первый, самый ранний источник мы можем найти в трудах греческого историка Полибия, жившего на рубеже II-I веках до н. э. Этот, несомненно образованный и деятельный муж, описывал похожий на известную нам "железную деву" механизм, что был собран для спартанского тирана Набиса, жившего за сто лет до написания исторического труда.
- Он же велел изготовить следующую машину. Это была роскошно одетая фигура женщины, лицом замечательно похожая на супругу Набиса. Вызывая к себе того или другого гражданина с целью выжать у него деньги. Если же кто начинал уверять, что денег у него нет, и отклонял требование тирана, Набис говорил ему примерно так: «Кажется, я не умею убедить тебя; полагаю, однако, что моя Апега тебя убедит». Так называлась супруга Набиса. Чуть он только произносил эти слова, как являлось упомянутое выше изображение. Взяв супругу за руку, Набис поднимал её с кресла, механизм заключал непокорного в свои объятия, который вплотную прижимался к её груди. Плечи и руки этой женщины, равно как и груди, были усеяны железными гвоздями, которые прикрывались платьем. Всякий раз, как тиран упирался руками в спину женщины, и потом при помощи особого снаряда мало-помалу притягивал несчастного и плотно прижимал к груди женщины, истязуемый испускал крики страдания. Так Набис погубил многих, отказывавших ему в деньгах. ("Всеобщая история". Полибий.)
Что тут можно сказать. Судя по всему, этот весьма предприимчивый правитель, использовал механизм для привлечения инвестиций в экономику полиса, и похоже, делал это очень удачно. Ну, по крайней мере, ни о каких экономических кризисах в Спарте во времена его правления нам не известно ничего. А если серьезно, история, конечно, жутковатая, вот только к Средневековью отношения не имеет вообще никакого.
Ну что же, с первым источником разобрались, и пора переходить ко второму упоминанию ужасного инструмента пыток. И расскажет нам о нем блаженный Аврелий Августин в своей книге "О Граде Божьем" написанной в самом начале V века, незадолго до того, как пал Вечный Город, похоронив под своими обломками всю Ойкумену.
В этой книге он рассказал историю казни римского консула и полководца Марка Аттилия Регула, который во времена Первой Пунической войны. Этот благородный муж, проиграв сражение при Туннете, был схвачен карфагенянами и отказался от обмена, считая себя опозоренным, а свою дальнейшую жизнь бесполезной. После чего, подвергнут долгим и жестоким пыткам и в конце концов убит.
- Они запирали его в глубокую подземную темницу и спустя длительное время, когда солнце казалось наиболее раскалённым, внезапно выводили и держали, поставив прямо против солнечных лучей, принуждая смотреть на небо. А для того, чтобы он не мог опустить веки, они пришивали их, разведя вверх и вниз. ("Аттические ночи". Авл Геллий).
Смерть забрала римлянина в тот момент, когда палачи поместили его в бочку или большой ящик и стали забивать в нее гвозди. Причем длина их была, судя по всему, небольшой, так как потерявший силы Марк Аттилий умирал долго и крайне мучительно. Погиб же он не от кровопотери, а от болевого шока и общего истощения организма.
И это еще одна ужасная история, выставляющая человечество не с самой лучшей стороны. Вот только и она к Средневековью отношения не имеет никакого. Даже написана она была до его начала, а события, о которых повествует нам книга "о Граде Божьем" так и вовсе произошли за много лет до начала нашей эры.
Третий же источник, к которому апеллируют люди, рассказывающие об ужасах Средневековья, - это труд Иоганна Филиппа Зибенкиса, называющийся "Путеводитель по Нюрнбергу" и написан он в конце XVIII века. В книге рассказывается не только о городе, каким он представал перед современником, но и о его древней и славной истории. Впрочем, не всегда славной.
В одной из глав книги, Иоганн Зибенкис описывает городскую легенду о хитром фальшивомонетчике, в давние времена попавшем в железные лапы правосудия и отправившимся по приговору суда на встречу с "нюренбергской девой". Что это был за механизм, не очень понятно, но принцип действия его позволяет отнести его именно к "железной деве" о которой мы сегодня говорим.
- Так медленно, что очень острые концы вонзились в его руки и ноги в нескольких местах, и в живот, и в грудь, и в мочевой пузырь, и в пах, и в глаза, и в плечо, и в ягодицы, но недостаточно, чтобы убить его, и поэтому он продолжал рыдать и мучиться два дня, после чего умер. ("Путеводитель по Нюрнбергу". Иоганн Филипп Зибенкис).
Вот только снова книга, в которой описываются все эти ужасы, написана отнюдь не в средние века. И даже нигде больше не описанная городская легенда, о которой в ней говорится, к Средневековью отношение имеет такое себе. 1515 год - это вполне себе уже просвещенный Ренессанс, художники и философы эпохи Возрождения и раннее Новое Время с его пушками, аркебузами и прочими гуманистическими достижениями человечества.
И вот на это все. Никаких больше доказательств существования "железной девы" в Средневековье не существует. Да, дорогой друг, все эти прохладные истории про средневековых палачей и инквизиторов, запирающих свои жертвы внутрь покрытых шипами женских фигур, основаны на двух античных трудах и одной городской легенде, записанной в XVIII веке. Такие дела.
А еще хочется обратить внимание на то, что все три источника описывают события, произошедшие много веков назад. Да и рассказывают они нам о злодействах людей, к которым каждый пишущий имеет серьезную личную неприязнь. Для Полибия, например, Набис был негодяем и тираном. Для римских историков, труды которых за основу взял Аврелий Августин, Карфаген был безусловным злом. Ну и для Иоганна Зибенкиса, жившего в пресвященной Европе, Средневековье было ужасным временем, о зверствах и ужасах которого знал каждый образованный человек.
Что касается самих "железных дев" то после изучения самого раннего экспоната в 1838 году стало понятно, что собран он не раньше начала XIX века в Нюрнберге. Остальные же механизмы были прямо скопированы или творчески переосмыслены авторами, вдохновлявшимися "нюрнбергской девой" значительно позднее.
- Эту "железную деву" создал какой-то джентльмен, который читал о спартанском тиране Набисе и решил воспроизвести его механизм для привлечения туристов. (Директор Немецкого национального музея Д-р. Майер).
Ну и напоследок хочется сказать, что во всех этих историях про "железную деву", с самого начала был заметен технический прокол. И дело все в том, что люди - они вообще разные, и создавать для множества разных людей единый механизм причинения боли и медленной смерти - история с инженерной точки зрения достаточно идиотская.
Например, поместив в такую конструкцию, собранную под рост среднего человека хрупкую селянку деревенского облика, которые чаще всего и являются ведьмами, вы не только не убьете ее, но даже и не доставите ей значительных неудобств. Шипам просто не хватит длинны, чтобы нанести ей какие-то повреждения.
С другой стороны, почтенный купец, не желающий делится своими богатствами, просто умрет сразу после того, как закроется железная дверца. Потому что его дородность, заполнит все пространство внутри и будет даже немного вываливаться наружу. А что делать со здоровяками, которые просто не влезут внутрь металлического истукана, и вовсе не понятно. Нет, что ни говори, старая добрая дыба, жаровня, топор, соль и иголки работают намного лучше, а стоят настолько меньше этой нелепой конструкции, что сравнивать даже как-то стыдно.
Подытоживая.
Так что, в Средневековье "железную деву" не использовали?
С огромной вероятностью это так. Нет ни одной находки и не одного свидетельства, которое говорило бы нам о том, что этот инструмент пыток был известен и использовался в средние века.
Но ведь источники говорят....
Источники, ничего не говорят об использовании "железной девы" в Средневековье. Просто потому, что два из них античных, а третий - вообще XVIII века. А находки - так и вовсе новоделы, построенные большей частью в прогрессивном XX веке.
Но откуда тогда взялась эта легенда?
Ровно оттуда же, откуда появились девять из десяти мифов о темном, ужасном, жестоком и грязном Средневековье. Из трудов философов и гуманистов конца XIX - начала XX века. Ну и немного, благодаря трудам отличных писателей - романистов, бывших властителями дум и камертонами нравственности нового поколения европейцев.
И на этом все. Про "железную деву" и ее несчастных жертв, мне больше нечего рассказать.