Согласно Концепции развития транспортного потенциала Казахстана до 2030 года, развитие гражданской авиации страны должно осуществляться по трем ключевым направлениям: безопасность полетов, развитие маршрутной сети и модернизация инфраструктуры. Как обстоят дела с выполнением этих задач сегодня?
Как ранее сообщал наше издание, Узбекистан значительно превзошел Казахстан по прямым авиамаршрутам в ключевые страны. Из Ташкента можно долететь даже до Нью-Йорка, что остается несбыточной мечтой для казахстанцев.
В 2011 году Air Astana просила компанию Boeing продать три В787 Dreamliner. Однако, когда Times of Central Asia обратилась к Air Astana за комментариями, она заявила, что «с 2011 года произошло несколько глобальных изменений, которые повлияли на ситуацию на рынке, и сроки поставок самолетов были пересмотрены, в том числе из-за задержек со стороны производителя».
Безопасность
В июле этого года произошло знаковое событие для авиационной отрасли Казахстана, когда президент страны пообещал открыть Постоянное представительство Казахстана при ИКАО - Международной организации гражданской авиации.
Это стало очередным шагом на пути внедрения современных стандартов в авиационной отрасли и решением, которое соответствует тенденции снятия всех ограничений для отечественных перевозчиков на рейсы в Евросоюз из Казахстана. Этот вопрос обсуждался на заседании Комитета по безопасности полетов Евросоюза с участием представителей авиационных властей 27 стран.
Однако, к сожалению, случаев нарушения безопасности полетов в гражданской авиации Казахстана не стало меньше. По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году произошло 58 происшествий на авиатранспорте, по сравнению с 47 случаями в предыдущем году.
Только за последний месяц в аэропорту Астаны произошло три инцидента, связанных с повреждением самолетов. Причинами стали погодные условия, а также действия оператора воздушной гавани. К счастью, обошлось без жертв.
Одной из самых обсуждаемых проблем в отрасли на протяжении многих лет является вопрос строительства на территориях, прилегающих к аэропортам. Сейчас правоохранительные органы принимают меры по приведению их в соответствие существующими требованиями.
По данным Авиационной администрации Казахстана, в 2023 году в ходе проверки генеральной прокуратуры было выявлено, что в границах зон безопасности аэропортов местными властями было выделено около 1,2 тыс. участков под строительство жилых, коммерческих и иных объектов, на которых возведено более 900 зданий. На территории аэродромов без согласования с аэропортовыми властями построено свыше 100 тыс. различных сооружений (жилых, коммерческих, промышленных и т. д.).
Наиболее серьезные случаи незаконного строительства зафиксированы в Алмате, Шымкенте, Атырау и Актобе. В целях установления четких требований к использованию территорий аэродромов внесены изменения в законодательство, касающиеся порядка предоставления прав на земельные участки, расположенные на таких землях.
География авиаперевозок
Рынок авиаперевозок в Казахстане растет: с января по июль 2024 года этим видом транспорта воспользовались 8,3 млн пассажиров. Это на 14% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В прошлом году авиакомпании Казахстана приобрели одиннадцать новых самолетов, что увеличило вместимость их флотов на 28% до 15,4 тыс. мест.
Сегодня из Казахстана можно полететь в 28 стран по 121 маршруту с частотой 567 рейсов в неделю. Наибольшее количество рейсов приходится на Россию (139 рейсов в неделю по 31 маршруту), Турцию (125 рейсов в неделю по 18 маршрутам), Объединенные Арабские Эмираты (58 рейсов в неделю по 6 маршрутам) и Китайскую Народную Республику (43 рейса в неделю по 9 маршрутам). Также значительно увеличилось количество рейсов во Вьетнам, Таиланд, Египет и Грузию.
Продолжается реализация политики «Открытого неба». В Национальном плане развития Казахстана до 2029 года, недавно подписанном главой государства, указано, что либерализация рынка авиаперевозок на основе опыта Евросоюза будет способствовать появлению новых бюджетных авиакомпаний, которые смогут эффективно конкурировать с национальными перевозчиками.
Недавно в Казахстан прибыли представители FAA - Федерального управления гражданской авиации США для проведения технического обзора давно обсуждаемой возможности открытия прямых рейсов в США. Если аудит FAA пройдет успешно и дальнемагистральные самолеты будут поставлены в Казахстан, прямые рейсы между США и Казахстаном будут запущены уже в 2025 году.
Точки роста и камни преткновения
За годы независимости в общей сложности в 22 аэропортах были построены и реконструированы взлетно-посадочные полосы, а в 16 - построены и реконструированы пассажирские терминалы. Завершается возведение новых пассажирских терминалов в Шымкенте и Кызылорде. Модернизация воздушных гаваней осуществляется за счет частных инвесторов.
Эксперты уже много лет обращают внимание на дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его непомерную стоимость как на один из основных сдерживающих факторов развития гражданской авиации. По этой причине отечественные аэропорты проигрывают аэропортам соседних стран по привлечению и обслуживанию транзитных компаний.
Мощности отечественных НПЗ не покрывают потребности в керосине, поэтому приходится импортировать топливо из соседней России. Для решения этой проблемы необходимо увеличить производство авиакеросина, устранив тем самым зависимость от импорта.
Помимо вышесказанного, остается давняя кадровая проблема. В Казахстане в авиационной отрасли работает около 20 тыс. человек, и потребность в дополнительных кадрах - 500-600 человек в год - продолжает расти. Академия гражданской авиации – единственное высшее авиационное учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров в Казахстане и Центральной Азии. Однако выпускники этого учебного заведения не востребованы из-за его несоответствия стандартам ИКАО и другим международным требованиям. Поэтому авиапредприятиям приходится обучать персонал самостоятельно.
Без системного решения этих вопросов будет сложно подойти к задачам, поставленным перед отраслью Национальным планом развития, согласно которому Казахстан должен стать региональным хабом. Это обуславливает острую необходимость введения гибкой системы тарифов, дальнейшего развития сети региональных аэропортов и авиационной инфраструктуры страны, обеспечения благоприятных условий для привлечения специализированных кадрос, оптимизации таможенных процедур для транзитных грузов.
Источник: Times of Central Asia
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале