Материалы данного преступления были долгое время засекречены и обнародованы ФСБ только осенью 2023 года.
Гриф «Секретно» наложили на дело в связи с тем, что в этой операции погибли люди: милиционеры и пассажиры самолёта. В советское время «под гриф» отправляли все обстоятельства происшествий с человеческими жертвами: стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы на транспорте. Разумеется, и попытки террористических актов также входили в их число.
20 сентября 1986 года в Уфе из расположения войсковой части 6520 сбежали военнослужащие Сергей Ягмурджи, Алексей Коновал и Николай Мацнев. Воспользовавшись тем, что в этот день они находились в карауле, они проникли в оружейку, похитили оттуда автоматы, ручной пулемет, снайперскую винтовку, три сотни патронов, шесть штык-ножей, вылезли в окно и ушли за пределы расположения части. Их целью был угон пассажирского самолёта из аэропорта Уфа. Угрожая оружием, они остановили на ул. К. Маркса такси и заставили водителя ехать в Затон.
Инициатором преступления стал Николай Мацнев. Вначале планировалось участие шести человек, но двое отказались. Из четверых оставшихся особая роль отводилась Игорю Федоткину, который служил на воинском складе в деревне Подымалово в 20 км от Уфы. Он должен был захватить БТР, на котором солдаты планировали пробиться на взлётную полосу.
До места встречи с Федоткиным Ягмурджи, Коновал и Мацнев добрались на угнанном такси. Когда водитель остановился на красный сигнал светофора, сзади к ним стал приближаться милицейский УАЗ вневедомственной охраны Ленинского РОВД. Мацнев и Ягмуржи запаниковали. Они решили, что об их дезертирстве с оружием уже стало известно, и это погоня. Выскочив из салона такси, они буквально изрешетили из автомата и пулемета патрульную машину. В результате перестрелки погибло два милиционера.
В аэропорту террористы отпустили таксиста и в 2 часа 45 минут проникли на самолёт Ту-134А СССР-65877 Бориспольского авиапредприятия, совершавший вахтовый рейс Киев-Уфа-Нижневартовск. Один из бандитов схватил стюардессу, другой приказал пилотам взлетать. В противном случае бандиты пообещали расстрелять пассажиров. Террористы потребовали от экипажа лететь за границу. Они предложили Пакистан, Израиль или ЮАР.
На борту находилось 76 пассажиров, летчикам и дежурной удалось заблокироваться в кабине пилотов.
Один из пассажиров, нефтяник Александр Ермоленко, решил отговорить угонщиков от совершения преступления, но те в ответ открыли огонь и убили Ермоленко и сидевшего рядом с ним вахтовика Тиханского, ранив при этом нескольких пассажиров, находившихся рядом.
В контртеррористической операции принимали участие бойцы группы «Альфа», прилетевшей в столицу Башкирской АССР из Москвы. Уфимский чекист под видом авиатехника проник на борт самолёта. Он сообщил угонщикам, что из-за выстрелов обшивка воздушного судна повреждена, и оно не может взлететь. Переговоры с Ягмурджи, Коновалом и Мацневым также вели пилоты и командир воинской части. Была надежда, что угонщики одумаются после прослушивания магнитофонной записи с голосом матери Сергея Ягмурджи, она просила его не делать глупости и сдаться. Надо отметить, что угонщики вняли словам сотрудников КГБ и отпустили раненых и женщин с детьми. В середине дня в прицеле террористов оставались 15 человек.
По воспоминанию участника спецоперации, преступники запросили наркотики. Их просьба была удовлетворена.
Шли долгие часы переговоров. Мацнев и Ягмуржи требовали взлета, ещё наркотиков, метались в истерике по салону самолета. За удовлетворение своих требований понемногу выпускали пассажиров. Бессонная ночь и нервы давали свой эффект: Ягмуржи заснул, а бортпроводница тихо забрала у него пулемет, и передала в кабину пилотов. У Мацнева сдали нервы. Он встал у дверей и закричал: «Все вон из самолета!». Пассажиры выбежали из салона. Остались лишь бортпроводницы, летчики и с ними дежурная по аэродрому. Именно к этому ситуацию и подводили. Но сдаваться угонщики не хотели. Тогда в 15 часов 05 минут «Альфа» пошла на штурм.
Бойцы «Альфы» проникли на борт через кабину пилотов. В результате Николай Мацнев был убит, Сергей Ягмурджи — ранен. Спецоперация длилась 14 секунд.
Преступники были осуждены военным трибуналом. Сергея Ягмурджи приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение в 1987 году. Остальные преступники и причастные лица были наказаны сроками от двух до десяти лет.
Послесловие для любителей авиационных реестров.
Изображённый на фото Ту-134А СССР-65877 на заре своей карьеры находится в правительственной авиаэскадрилье Бориспольского ОАО, где был призван обслуживать Владимира Васильевича Щербицкого и других первых лиц ЦК КПУ. В конце семидесятых годов передан для обычных пассажирских перевозок. Судя по внешнему виду на фото 20 сентября 1986 года, этот самолёт имел последний ремонт не позднее 1979 года. По-видимому, налёт к 1986 году у него был совсем небольшим.
После инцидента в Уфе 65877 прошёл капитальный ремонт и передан в Харьковский ОАО УТУ ГА, где и проработал до списания.
Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории отечественной и зарубежной авиации, то в этой подборке
вы можете посмотреть более трёх сотен статей на данную тему.
Спасибо за внимание.