Мы родители - не педагоги! Но мой жизненный опыт показывает, что всё лежит на плечах родителей (особенно мам). Своему шестилетнему сыну помогаю подготовиться к школе в пределах своих возможностей и имеющихся ресурсов. Пусть адаптация в школе будет максимально комфортной для нас двоих!
В статье делюсь чек-листом, по которому вы можете проверить интеллектуальную готовность вашего ребёнка к школе. Для меня чек-лист полезен тем, что я поняла, какие зоны роста есть у моего сына.
Что должен уметь ребёнок по мнению педагогов-психологов?
На обучении по возрастной психологии я узнала, что интеллектуальная готовность ребёнка к школе включает развитие мелкой моторики, речевую готовность, внимание, память, развитое мышление, запас необходимых знаний.
Рассмотрим необходимые навыки ребёнка в каждой сфере.
Моторика:
- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу нажима при письме и рисовании
- раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур
- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге
- выполнять аппликации
Речевая готовность:
- умеет вести диалог, как с детьми, так и со взрослыми.
- способен задавать вопросы и отвечать на них
- имеет большой словарный запас
- желательно отсутствуют дефекты звукопроизношения
- умеет составлять предложения из нескольких слов. Например, кошка, двор, солнечный зайчик, идти, играть.
- понимает и объясняет смысл пословиц
- составляет связанный рассказ по серии картинок.
- выразительно рассказывает стихи
- различает в словах буквы и звуки
Внимание
- Умеет замечать важное
- Способен игнорировать неважное
Память
- запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук)
- пересказывать (3-5 предложений) маленькие рассказы или сказки.
- запоминать короткие стихи
Развитое мышление
- заканчивать предложения с антонимами, синонимами, пользуясь аналогией. Например, "река широкая, а ручей - ... ", "суп горячий, а компот - ... ".
- находить лишнее слово из группы слов. Например, "стол, стул, кровать, сапоги, кресло".
- определять последовательность событий - что сначала, а что потом.
- находить несоответствие в рисунках, стихах-небылицах.
- складывать пазлы без помощи взрослого.
- складывать предметы из бумаги. Например, самолёт или кораблик.
Необходимые знания
- свой домашний адрес, фамилия и имя и отчество родителей и место работы
- основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи и фрукты
- времена года, явления природы, месяцы, дни недели.
Как видите, в чек-листе не прописан навык "умеет читать". В нашем детском саду воспитатели утверждают, что по программе занятий чтения нет. При этом, изучая опыт мам первоклассников, я поняла, что лучше этот навык развивать до школы.
Я определила зоны роста сына. Составлю список и каждый день в течение года будем выделять по 15 минут в день, чтобы развивать необходимые навыки. На канале буду делиться нашими активностями. Подписывайтесь - кому интересно.
С любовью и заботой, ПРОактивная МАМА!