Найти в Дзене

Предки оказались на Рубежке времен

Оглавление

Продолжаю поиски по следам моего прадедушки от имеющихся данных о моих Санкт-Петербургских предках Барановых в глубь времен.

Исходная информация:

Прапрадед Павел родился в 1870 в деревне Райка (Раек)
Родители: бывший дворовый
Павел Варламов и жена его Варвара Васильева
Восприемники: Деревни Березицы крестьянин Василий Варламов (брат?) и жена Коллежского Советника вдова Софья Алексеева Лазарева-Станищева

Деревня находилась в Лужском уезде, который относился к Санкт-Петербургской губернии, в 1943 г. дер. Раёк была сожжена, фотографию найти не удалось.

И очень повезло, что уже есть находки других исследователей (Псковский краевед) по этому приходу, он находится в Псковской области, Струго-Красненский район, деревня (бывшее село?) Щир, даже есть фото 1899 года! Добавила цвета с помощью нейронной сети, чтобы мы могли лучше представить, в какую церковь ходили наши предки. В Щире бывал великий князь Александр Невский (по преданию).

Воскресенская церковь на погосте Щир. 1899 г. (Псковский краевед. Алексей Федоров https://vk.com/@pskovkraeved-postroika-kamennogo-hrama-na-pogoste-schir?ref=group_block).
Воскресенская церковь на погосте Щир. 1899 г. (Псковский краевед. Алексей Федоров https://vk.com/@pskovkraeved-postroika-kamennogo-hrama-na-pogoste-schir?ref=group_block).

А я первый раз вижу такое обилие сохранившихся метрических книг и исповедных ведомостей, еще и доступных онлайн в Петербургском архиве за небольшую плату.

Правда, этих документов нет ни на FamilySearch у мормонов (где бывают уже проиндексированные волонтерами записи), ни в нейронных сетях через Яндекс.Архивы или в Генотек-архивах. А значит никакие возможности поиска кроме самостоятельного проглядывания пока недоступны. И если кто-то не найдется, как прапрабабушка, то шансов найти без дополнительных вводных очень мало.

1863 год - усадище Горки

Последние исповедные росписи (списки пришедших и не пришедших на исповедь) по Щирскому приходу сохранились за 1863 год и я сразу в них что-то нашла! Попался наш Павел с женой и братом, у братьев указано отчество Варламов (-ич) в разделе Дворовые люди Усадища Горки.

Василий и Павел Варламовы, 23 и 24 года.
Павла жена
Варвара Михайлова 22 лет
1863 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.1445 л.1576об
1863 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.1445 л.1576об

Чаще всего "усадище" обозначало территорию, где располагалась усадьба помещика, включающая жилые здания, хозяйственные постройки и прилегающие земли, в которой жили помещики и дворовые.

А в самом усадище Горки указана проживающая там помещица — вдова Коллежского Советника Софья Алексеева Лазарева-Станищева, именно та, которая будет восприемницей Павла через 7 лет!

Ну, конечно, как и всегда, исповедные ведомости, которые должны были стать надёжным источником информации, оказались полны ошибок — сначала должен идти более старший член семьи, затем младший — а тут сначала 23-х летний, а затем 24-х. Варвара, как мы видели выше, имеет отчество Васильева, а тут записана как Михайлова. Так что исповедные ведомости (росписи) - это тот самый источник, который может дать много информации в одном месте, но не вся она будет точная.

Пришлось поискать еще и генеалогическое древо помещиков, чтобы понимать, кому могла принадлежать деревня в более ранние времена.

Щиp: Истopический очерк о селе и его окрестностях. А. Федоров. Дерево помещиков Лазаревых-Станищевых.
Щиp: Истopический очерк о селе и его окрестностях. А. Федоров. Дерево помещиков Лазаревых-Станищевых.

И постоянно приходится отслеживать несколько линий - и свою основную, и помещиков, и в каждом найденном поколении - искать родителей для родителей.

Статистическо-географический словарь

Когда уже ушла далеко вглубь и нашла все интересное в более ранние годы, стала искать хоть какую-то информацию о деревнях, и обнаружила доступную в онлайне прекрасную книгу с очень неброским названием - Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области, авторы-составители Алексей Николаевич Ефимов и Алексей Иванович Фёдоров.

В нем содержится информация о каждой деревне района, в какие годы появилась, и, самое главное, каким помещикам когда принадлежала! Если бы я нашла ее раньше, это существенно бы упростило поиск и мне не пришлось бы самостоятельно выстраивать дерево для других помещиков, чтобы понять, кто был владельцем каких деревень.

И в справочнике встречаются даже фото деревень! Вот бы такие книги по всем регионам.

Урочище Щир-Горка, Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области, стр. 420
Урочище Щир-Горка, Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области, стр. 420

Деревня Горка впервые упоминается в 1498! году как деревня Горка у погоста у Щира Шелонской пятины, затем через 100 лет - пустошь, а в 1748 году уже усадище Горка, в 1786 - сельцо Горка (по смыслу, это как и усадище, место, где проживали помещики). Тоже была сожжена нацистами.

Окрестности Щирского озера. Фрагмент Плана генерального межевания. 1786 г. Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области, стр. 18
Окрестности Щирского озера. Фрагмент Плана генерального межевания. 1786 г. Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области, стр. 18

На карте 1786 года отмечено Сельцо Горки около Щирского озера и там даже можно разглядеть строения.

Но это было лирическое отступление, можно углубляться в поиски по более ранним годам. А так как мне доступны документы почти за все годы 19 века и не приходится подбирать крохи, как это обычно бывает, я могу смотреть исповедки за разные годы и отслеживать, что менялось.

1856 год

Опять нашла наших предков в секции дворовые люди Усадища Горки.

Помещиков здесь двое и проживают они в усадище - Владимир Федорович Лазарев-Станищев и его жена София Алексеева.

Варлаам Ерофеев, вдов, 52 года
Брат его, Яков Ерофеев, 48 лет
Варлаама дети:
Владимир, 21 год
Семен, 20 лет
Павел, 18 лет
Василий, 15 лет
Якова жена Александра Дмитриева, 37 лет
Дочь их Ольга, 11 лет

То есть самый старший предок пока Варлам Ерофеев, расчетно 1804 года рождения.

1856 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.1327 л.1219
1856 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.1327 л.1219

Никогда нельзя доверять возрастам в исповедных ведомостях — только использовать их как примерные даты. Тут разница в возрасте братьев уже 4 года, в уже просмотренной версии разница была 1 год. Но теперь я знаю, что было еще 2 брата!

1830 год

Дальше я попробовала прыгнуть сразу на 26 лет назад. И они все еще находятся в том же разделе дворовых людей усадища Горки, только помещица поменялась — Надворная Советница, вдова Дарья Ефимова Селиванова (74 года).

Дворовые ее люди: вдова Татьяна Трифонова 45 лет
дети ее:
Варлаам Ерофеев 27 лет
Яков Ерофеев 22 года
1830 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.855 лист 661
1830 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.855 лист 661

Можно посчитать годы рождения Варлама и Якова - отнять от даты исповедной росписи 1830 года их возраст - получается 1803 и 1808. Чем старше человек, тем больше погрешность в записи возраста в исповедной росписи, поэтому где им всего двадцать-тридцать - есть надежда, что несильно ошиблись.

И здесь наконец-то есть есть указание на следующее поколение предков! Татьяна Трифонова (-вна) - получается, что у Варлама родители - Ерофей и Татьяна, и у Татьяны отец - Трифон!

Единственный смущающий меня момент - что Татьяне 45 лет, а сыну Варламу 27, получается, что она родила ребенка в 15 лет?!

1822 год

Посмотрим, что же было на несколько лет ранее, например, на 8.

В 1822 году мы ищем Ерофея, отца Варлама, с женой Татьяной. И есть один Ерофей - Федоров! По возрасту вполне подходит, только жена другая.

1822 год, Исповедные росписи Ширский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.724 л.523
1822 год, Исповедные росписи Ширский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.724 л.523

Заодно на этом примере можно оценить, какие бывают проблемы, мешающие нейронным сетям распознавать текст - просвечивающие буквы - искусственный интеллект пытается их тоже учитывать!

Ерофей Федоров 53 года
Жена его Ирина Иванова 45 лет
Сын их Николай

Но сын не подходит. И нет ни Варлама, ни Якова с предыдущей картинки. Неужели, дворовый Ерофей - это просто такое совпадение?

Видимо, просто тезка, и придется изучать промежуточные записи. Даже если бы за эти 8 лет Ерофей сменил жену, то дети-то все равно уже должны были быть записаны.

Кстати, наткнулась на упоминание помещицы Александры Барановой, а дальше еще и Параскевы Барановой. Надо отметить себе этот факт, может быть, фамилию наши крестьяне именно от них и получили.

1826 год

Пойду в обратном направлении, посмотрю, что происходило в середине этого восьмилетнего промежутка.

-9

В 1825 году все также указан не наш Ерофей и нет Татьяны и ее детей Ерофеевых.

А в 1826 нет чужого Ерофея, никакого нет, но зато есть Татьяна и дети.

Кстати, много времени уходит на пролистывание, потому что в разные годы почему-то записывали по-разному: усадище Горки идет то в начале исповедной росписи, то в конце.

1826 год, Исповедные росписи Ширский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.791 л.41
1826 год, Исповедные росписи Ширский погост, ЦГИА СПб. ф.19 оп.112 д.791 л.41

В 1826 году опять появляется из ниоткуда вдова Татьяна Трифонова и сын Варлам, Яков даже не указан. Матери 37 лет, сыну 23. Опять все перепутано, не могла ж она в 14 родить?!

Что-то поменялось на стыке этих лет, можно попробовать посмотреть в метрических книгах, где записаны рождения-браки-похороны, потому что за эти годы они тоже сохранились.

Но в метриках ничего, относящегося к нам, не нашлось в эти годы. Разве что наткнулась на восприемника-крестьянина тех же помещиков в восприемниках с отчеством Трифонов, как и у Татьяны, и совсем другим населенным пунктом - Посткино Порховского уезда помещицы Станищевой, надо записать на будущее, вдруг они связаны.

Малолетняя родительница?

Итак, на данном этапе выстроилась такая схема, где зеленым отмечены прямые предки. Татьяна с детьми появляется в 1826 году, про ее мужа Ерофея так ничего и неизвестно. Скорее всего, муж Татьяны Ерофей был тоже крестьянином помещиков Селивановых, раз она появилась у них в дворовых. Но где они жили до усадища Горки, непонятно.

-11

Попробую прыгнуть в начало века и поискать новорожденного Варлама или его мать Татьяну Трифонову, ее брак.

В начале 19 века в Ширском погосте (не Щирском, надо привыкать, что все названия все время писали по-разному) усадище Горка было у помещика Семена Селиванова, он жил там с вышеупомянутой женой Дарьей и сыном Александром.

В деревне Яблонец у тех же помещиков в 1804 нашлась Татьяна, дочь Трифона Федорова и Гликерии и ей, похоже, 14 лет. Если это так и она, действительно, родительница Варлама Ерофеева, то он должен был родиться позже, чем в ожидаемом 1802-1803.

1804 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. Ф.19, О.112, д.514
1804 год, Исповедные росписи Щирский погост, ЦГИА СПб. Ф.19, О.112, д.514

Наверное, имеет смысл проследить, когда Татьяна - предполагаемая жена Ерофея - пропадет из списка своей семьи в Яблонце, потому что уйдет в семью супруга.

В 1809 Татьяна все еще числится с родителями, через год ее уже нигде в росписи нет, а в промежуточном 1810 году - эх, именно в этом году нет исповедной росписи. И пока непонятно, где искать дальше - никого нет - ни Варлама, ни его родителей Ерофея и Татьяны.

Из интересного - состав семьи Татьяны на 1809:

Трифон Федоров (-ич) 63 года
жена его
Гликерья 59 лет
Дети их:
Максим 17 лет
Степан 11 лет
Татьяна 23 года
Параскева 13 лет
Параскева же 6 лет

Получается, что Татьяна вдруг подросла на 10 лет вместо прошедших 5 и теперь ее возраст выглядит вполне приличным для замужества. И обе младшие сестры - Параскевы! Ведь имя давал священник по святцам (церковному календарю), и часто не пытался выбрать другое имя, даже если в семье такое уже было.

И теперь я знаю имена родителей Татьяны - плюс еще одно поколение. Осталось доказать, что именно Татьяна Трифоновна - наша прапрапрапрабабушка и тогда отец Трифона Федор - наш предок 10 поколения.

В 1801-1812 не нашла рождения Варлама в метриках Щирского погоста, там еще у писаря оказался очень плохой почерк, побоялась пропустить, просмотрела все два раза, но не помогло.

Итак, в 1809 — Татьяна еще не замужем, а в 1826 появляется в дворовых усадища Горки уже как вдова с сыном Варламом. В 1830 отмечено двое сыновей — Варлам и Яков.

Нейросетевой помощник

Хотя Санкт-Петербургская губерния и не попала еще в обработку нейронными сетями, на всякий случай я решила поиска в Генотек.Архивах. Имя довольно редкое, есть шанс. Попробовала в разных комбинациях имя и отчество, но сработал только один вариант - нашлись 2 записи!

"Варлаамъ Ерофъевъ" - в старом написании буква е в имени Ерофей писалась как ѣ ("ять"). А для поиска в Генотеке самый простой вариант указать ее как ъ, потому что нейронная сеть с большой вероятностью решит, что это ъ и есть.

Запись, где наш Варлаам Ерофеев - поручитель в браке в 1848 году:

-13
Жених и невеста: Вотчины помещика 5-го класса чиновника Владимира Федорова Лазарева-Станищева деревни Рубежка умершего крестьянина Ивана Ерофеева сын Егор Иванов и девица Ирина Ильина того ж помещика Санкт-Петербургской губернии Лугского уезда Щирского прихода дочь деревни Перехожи умершего крестьянина Ильи Михайлова.
Поручители: По жениху: того же помещика Лазарева-Станищева деревни Рубежка крестьянин Харитон Антонов и деревни Подлужья крестьянин Филип Силин. По невесте: того же помещика Лазарева-Станищева Лугского уезда Щирского прихода деревни Перехожи крестьянин Дементий Иосипов и села Горок дворовой человек Варлаам Ерофеев.

И еще одна очень похожая запись в 1851 году, только жених крестьянина Ульяна Ерофеева сын Герасим Ульянов.

Потенциальная схема дерева, если Варлам действительно брат Ульяна и Ерофея.
Потенциальная схема дерева, если Варлам действительно брат Ульяна и Ерофея.

Рубежок времен

Очень примечателен тот факт, что дважды упоминается одна и та же деревня Рубежка (точнее, Рубежок), в этой деревне у двух отцов отчество Ерофеевич, как и у Варлама, и заключение браков между этими погостами является обычным делом. И это крестьяне того же помещика, к которому относились наши крестьяне позднее!

Расстояние всего 36 км между населенными пунктами по прямой, теперь понятно, почему так часто жених и невеста были из деревень Горки и Рубежок — практически соседние деревни, хотя административно они относились не то, чтобы к разным волостям и уездам, а даже губерниям - Псковская губерния Порховский уезд и Санкт-Петербургская Лужский уезд.

-15

Пока я металась в поисках от метрических книг разных лет к исповедным росписям, пыталась найти книги в интернете и нейронных сетях, я получила огромную простынь нечитаемой информации. Раскладывая по полочкам найденное, осознала, что тут получается уже 4 статьи!

Хотя я еще не знаю, кто же окажется в нашем 9 и 10 поколении, будущее расследование по Рубежку обещает быть очень завлекательным и оптимистичным!

Это пятая статья из цикла Санкт-Петербургские крестьяне Барановы - летопись. Начало можно прочитать здесь.
Предыдущая статья Поиски родственных уз предков.
-16