Топливо в нашей стране дорожает с завидным постоянством. Поэтому каждый автомобилист заинтересован в том, чтобы найти способ заправляться выгоднее. Дисконтные карты брендовых АЗС, прямо скажем, не приносят особой пользы. Это скорее приятная мелочь, чем реальная экономия. На заправках с низкими ценами качество топлива такое, что не снилось Василию Алибабаевичу из известного фильма. И заливать это в бак - значит вести свой автомобиль к скорейшей утилизации.
Россияне нашли довольно логичный выход - если бензин дорог, значит нужна альтернатива. Ею стал газ. Варианты существуют разные - пропан, метан, бутан (наиболее популярны пропан или пропан-бутановая смесь). Конечно, приходится вложиться в оборудование, побегать с переоформлением. Но эффект того стоит. Правда, некоторые боятся взрыва или воспламенения газа и не хотят рисковать.
Постараемся разобраться, так ли выгоден газ и так ли он опасен? Для удобства расскажу о каждом варианте в отдельном блоке.
Преимущества и недостатки машины “на газу”
Первый и очевидный плюс - газ дешевле. Если средняя цена АИ-95 (это наиболее популярная марка бензина) сегодня - 57 рублей за литр, то газа - 31 рубль. Конечно, это не та разница, что была еще весной - тогда литр газа продавался по 15-16 рублей. Но все же разница ощутима.
В стандартной конструкции есть вероятность, что бензин (без воспламенения) попадет на стенки цилиндров. Он смывает масляную пленку, необходимую для уменьшения трения движущихся деталей. Образуется нагар, твердые частицы сгорания, также попадающие в систему. При использовании газа такой проблемы нет. Двигатель в теории должен служить дольше. Хотя находятся механики, утверждающие, что газ слишком сухой и негативно влияет на ДВС. На чьей стороне правда, утверждать не берусь.
Масло в автомобиле на газу медленнее засоряется и меньше выгорает. Поэтому реже придется менять и доливать его. Стоит добавить и что выхлопы от газа менее токсичны, чем бензиновые. Конечно, это не “идеальная забота об экологии”, но уменьшение урона окружающей среде.
После установки ГБО увеличится потенциальный пробег без дозаправки. Ведь в случае необходимости всегда можно перейти обратно на бензин. На этой оптимистичной ноте перейдем к минусам.
Газовое оборудование придется купить и заплатить мастеру за установку. Качественный комплект и работа надежного специалиста обойдутся в несколько десятков тысяч рублей. А устанавливать систему в сомнительном гараже или самостоятельно, не имея навыков рискованно. Именно в таких случаях газ чаще всего становится опасным. Средняя окупаемость - полгода. Но если вы пользуетесь машиной редко и передвигаетесь на небольшие расстояния, срок сильно увеличится.
Расход газа выше, чем расход бензина на тот же километраж. Даже если оборудование установлено правильно, разница составляет 20%. А при ошибках установки возможны еще и утечки.
Оборудование нужно где-то разместить. Конечно, комплекты разные - есть те, что спокойно умещаются под капотом. Но если вы хотите иметь большой запас топлива, придется пожертвовать полезным пространством. Чаще всего это багажное отделение. Для понимания ситуации напомню - вы не сможете полностью избавиться от элементов конструкции, связанных с бензином. Для прогрева все равно придется “запускаться” на этом топливе. Поэтому надеяться на замещение не нужно.
В салоне может появится специфический газовый запах. Проблему можно устранить, слив конденсат с редуктора. Использованную при этом ветошь стоит сразу выбросить - она тоже станет источником неприятных ароматов.
Преимущества и недостатки машины “классической” конструкции
Первый плюс бензина - отражение минуса газа. Это расход. Привычного всем автолюбителям продукта нефтеперегонки хватит, чтобы преодолеть большее расстояние.
Доступность заправочных станций - тоже немаловажный фактор. Обычные АЗС расположены буквально на каждом шагу. Водитель может выбирать станцию любимого бренда или ту, где по его мнению, топливо качественнее; искать выгодные предложения. С газом сложнее. Если в городах проблем нет, то чем дальше от крупных населенных пунктов, тем выше шанс не заправиться вовсе. Хотя, стоит отметить, что сеть активно развивается.
Минусы связаны с тем, что качество топлива в нашей стране не слишком хорошо контролируется. Даже на заправках “с именем” можно получить товар, далекий от совершенства. А с мелкими и незнакомыми АЗС и вовсе лучше не связываться. Вторая беда - высокая стоимость, которая с каждым годом становится еще выше.
Реальна ли экономия при смене топлива? Есть ли негативные последствия?
Среди автомобилистов популярно мнение, что на газу машина начинает “ехать хуже”. Это не более, чем миф. Смена топлива никак не влияет на мощность и “прыткость”. При правильной настройке оборудования динамика не изменится.
Современные газовые баллоны оснащены предохранительным клапаном. Поэтому бояться детонации не стоит. Устроить пожар тоже довольно сложно - при утечке газ не копится лужицей, как бензин, а испаряется и улетучивается.
Принимая решение об установке ГБО, проведите собственные расчеты. Особенно промониторьте текущие цены в вашем регионе. Не стоит слепо доверять статьям, в которых говорят о мгновенной выгоде, и при этом показывают ценник на газ в 15 рублей за литр, сфотографированный где-то в Оренбуржье неизвестно в каком году.
По поводу выгоды можно составить пропорцию. Если за год вы “наматываете” не более 10 тысяч километров, не стоит заморачиваться. Потратите время, нервы (все-таки переоформление бумаг в России - не самое приятное занятие). А окупаться оборудование будет очень долго. Если ваша работа связана с разъездами и годовой пробег превышает 20 тысяч километров, выгода очевидна и игра стоит свеч. Если километраж где-то посредине, то смена топлива зависит от желания владельца. Нет особой выгоды, но и нельзя сказать, что вложение бессмысленно.