– В учебных пособиях я постоянно натыкаюсь на фразы: «Вставь пропущенную безударную гласную», «Вставь безударный гласный». Сначала женский род, потом мужской. Получается, разговор о разном? Вот так у ребенка и возникает в голове путаница: они не понимают, чем звук отличается от буквы.
– Учителя тоже способствуют возникновению диссонанса, ведь они сами на уроках постоянно говорят то "гласная" (буква), то "гласный" (звук).
– Благодаря такой путанице и возникают дискуссии среди родителей о необходимости изучения фонетики. Мол, раньше дети просто заучивали слова и запоминали как их писать. "И ничего, грамотными вырастали!" - качают права адепты старой школы (здесь можно прочитать статью про то, кому выгодно сравнивать современное и советское образование)
– А кстати, для чего нужно изучать фонетику?
– Фонетика стоит на страже грамотного письма! Просто нужно раз и навсегда искоренить ошибочное употребление терминов "согласный" и "гласный" в женском роде.
А пока происходит следующее: учителя путаются сами и путают детей, ведь на уроках не разграничиваются два понятия: «звук» и «буква»!
– Из издания в издание, от пособия к пособию, везде мы сталкиваемся с полнейшим игнорированием этого важного момента. А дети в результате просто не понимают фонетику!
Буква может быть большой или маленькой, синей или красной. Букву мы видим и пишем. Соответственно, как мы можем ее написать? Разным шрифтом, печатную, прописную. Других характеристик у букв не существует.
А вот звук может быть либо гласным, либо согласным. Это то, что мы слышим и произносим. Соответственно, в заданиях должно быть написано: вставь пропущенную букву, обозначающую безударный гласный звук. Мы вставляем не звуки, а буквы! Звуки мы в письменной речи использовать не можем!
Все о гласных, согласных и фонетическом разборе смотрите в наших увлекательных обучающих видео.
– Наверное, читатели могут возразить: "Ну зачем так придираться?!" Все понимают, что такое гласная и согласная буква, но просто правильную формулировку долго произносить и поэтому ее сокращают. Мы не говорим: "Мария Ивановна", мы говорим: "МарьИванна". И в фонетике тоже вроде сокращение такое: мы говорим не "буква, обозначающая гласный звук", а просто «гласная буква». Коротко и ясно.
– Я бы сказала, что коротко, но НЕ ЯСНО!
Думая, что облегчаем жизнь ребенку, мы ее, наоборот, усложняем! Ведь благодаря такому упрощению дети начинают отождествлять звуки и буквы. Из-за путаницы в терминологии возникают логические несостыковки. Дети как существа логичные пытаются найти здравый смысл во всем этом, не находят и теряют интерес к учебе.
– Если уж мы погружается в такую науку, как лингвистика – все-таки в школе русский язык рассматривают не только как средство общения, но и преподают с точки зрения науки, то давайте называть вещи своими именами и соблюдать строгость в терминологии.
#Фонетика #ОшибкиУчителей #Образование #ФонетическиеОшибки #Учителя #ОшибкиВОбразовании #ДетиИУчеба #ОшибкиНаУроках #ФонетикаДляДетей #ОбучениеДетей #РольУчителя #ОбразовательныеОшибки #УрокиФонетики #ШкольноеОбразование #УчисьГоворитьПравильно #УчителяИУченики #ФонетикаОшибки #ФонетическиеПромахи #КакУчитьФонетику