Найти в Дзене
dinVolt

Потерянная память о Толкине в Южной Африке

Вы знали, что Толкин родился в Южной Африке? Ну, точнее, в те времена это была Оранжевая республика, знакомая любителям приключенческих книг по произведениям Марка Твена, Луи Буссенара и Артура Конан-Дойля.

Небольшая страна буров, в середине века завоевавшая свою независимость, ближе к концу столкнулась с банковским кризисом - управляемый Британией "Банк Африки" вложился в добычу алмазов и сильно страдал из-за обрушения цен на них. Но в 1886 в Оранжевой республике открыли залежи золота, и дела банка снова пошли вверх - он снова начал платить дивиденды, а также ощутимо поднял зарплату своим служащим, в надежде привлечь квалифицированных работников из Европы. И одним из таких работников стал Артур Руэл Толкин, отец будущего Профессора. Артур уже обручился с Мэйбл Саффилд, но зарплата банковского служащего не позволяла бы ему содержать семью с ребёнком, поэтому со свадьбой решили повременить, а позже он согласился на переезд в Африку на должность управляющего. В 1891 году Мэйбл переехала к нему, и они, наконец, поженились.

Артур Руэл Толкин в окружении африканских коллег
Артур Руэл Толкин в окружении африканских коллег

Самой Мэйбл при этом приходилось весьма несладко - Блумфонтейн, столица Оранжевой республики был не самым населённым и цивилизованным городом ("Пустошь с совами! Жуткая пустыня!" - возмущалась она в письме родным), а её муж пропадал на работе, вытягивая банк из кризиса, и переносил местный климат гораздо лучше, уже решив окончательно здесь поселиться.

То самое здание столичного банка Африки в 1880-х
То самое здание столичного банка Африки в 1880-х

В 1892 году у пары родился первенец. Они хотели девочку и даже выбрали ей имя - Розалинда, но родился мальчик, которого назвали Рональдом. Через два года родился и второй сын - Хилари.

Все биографы единодушно отмечают весьма продвинутое отношение семейства Толкинов к чёрным людям по меркам конца девятнадцатого века - прислуга у них, конечно, была, но Толкины никогда не относились к ним как к людям второго сорта, завели друзей среди местных, приглашали своих слуг присутствовать на семейных фотографиях и спокойно с ними работали, чего нельзя сказать о многих белых людях того времени. На первой фотографии Толкина его, ещё совсем младенца, держит на руках африканская няня - эту фотографию в виде рождественской открытки Мэйбл отправила родным в Англию.

Семья Толкинов
Семья Толкинов

Чёрный парень сзади - слуга по имени Исаак. Ему так нравился маленький Рональд, что однажды он унёс ребёнка, чтобы похвастать им перед своими родными. Родителям он при этом ничего не сказал, наделав немало шума. Но после того, как на следующий день Исаак с Рональдом вернулись домой, его простили, взяв обещание больше так не делать. Исаак, уже понявший свой проступок и приготовившийся к гораздо более суровому наказанию, был настолько благодарен, что назвал своего сына Исаак Мистер Толкин Виктор ("Виктор" - в честь королевы Виктории).

Много позже маленького Рональда во время прогулки по саду укусил тарантул, и многие исследователи поспешили сделать вывод, что именно этот эпизод натолкнул его на создание гигантских паучих Шелоб и Унголиант. Сам Толкин, впрочем всегда отнекивался - несмотря на юный возраст (а в Африке он пробыл до трёх лет), он помнил некоторые детали - жару и пыль, тень от эвкалипта, прогулки по саду, словечки африкаанса, на котором говорили слуги, но вот эпизод с тарантулом в его памяти не отложился.

Братья унаследовали терпимость к местному климату от родителей - если Хилари рос здоровым и хорошо переносил его, то вот Рональд постоянно болел, из-за чего через три года после его рождения Мэйбл с сыновьями уехала в назад в Англию. Артур несколько раз собирался приехать к ним, но сначала мешали рабочие дела, а потом он и вовсе умер от болезни, которую в местном некрологе назвали "ревматической лихорадкой" (у современных медиков есть подозрения, что это был брюшной тиф - система водоочистки в Блумфонтейне была, мягко говоря, не самой лучшей). После его смерти семья унаследовала примерно полторы тысячи фунтов, но все эти сбережения Толкину пришлось потратить во время войны 1917 года.

Толкин несколько раз собирался посетить место своего рождения, несмотря на то, что ничего от его воспоминаний там не осталось. Здание банка (и их дом) были разрушены во время наводнения, сам город с тех времён сильно изменился, и даже место захоронения отца было неизвестно. Впрочем, Толкин подавал прошение на должность профессора английского языка в университете Кейптауна и даже получил одобрение, но в итоге выбрал карьеру в Оксфорде.

Блумфонтейн в наши дни
Блумфонтейн в наши дни

Впрочем, в Южную Африку попал его сын и будущий редактор "Сильмариллиона" Кристофер - во время Второй мировой войны его отправили получать лётную практику в Южную Африку (Оранжевая республика после второй англо-бурской войны прекратила своё существование, и стала частью ЮАР). Обучение он закончил в январе 1945, после чего вернулся в Англию.

Кристофер Толкин с сослуживцами в ЮАР
Кристофер Толкин с сослуживцами в ЮАР

Любопытным и грустным фактом является то, что пока весь остальной мир покорился "Властелину Колец", и поклонники стараются отыскать хотя бы каплю влияния своих родных культур и языков на творчество Толкина, на его родине о нём практически забыли.

В 1992 году поклонники отыскали старые записи местного кладбища и смогли найти могилу Артура Толкина, и на ней наконец-то был установлен надгробный камень, но даже в наши дни это место отсутствует в списках достопримечательностей для туристов - более того, весь этот район считается "небезопасным для посещения".

Могила Артура Толкина, слева - дочь Дж.Р.Р. Толкина Присцилла
Могила Артура Толкина, слева - дочь Дж.Р.Р. Толкина Присцилла

На здании, где раньше был Банк Африки и дом семьи Толкинов, висела мемориальная табличка, отмечающая, что это место рождения Дж.Р.Р. Толкина, автора "Хоббита" и "Властелина Колец". Но однажды её украли для того, чтобы сдать на металлолом. Табличку удалось спасти, но возвращать на место её не стали, поместив на муниципальный склад, а позже передав местному бутик-отелю "Хоббит", который расположен в нескольких километрах от точного места.

Бюст Толкина планировали установить в саду Национального музея, вместе с бюстами других местных знаменитостей, но после нескольких краж существующих бюстов (по той же причине - сдать металл) от этой затеи решили отказаться.

По сути, единственным сохранившимся местом является купель в англиканском соборе св.Андрея и св.Михаила в Блумфонтейне, где в которой крестили Рональда и Хилари.

В остальном же всю нагрузку в плане толкиновского наследия несёт на себе упомянутый бутик-отель "Хоббит". Но даже в нём, хоть номера и названы в честь персонажей, а на стенах то тут, то там, висят карты Средиземья и копии рисунков Толкина, но это всё-таки в первую очередь отель, а не место для туризма

Рождение Толкина в этом месте - это, пожалуй, самый запрятанный секрет Блумфонтейна. Туристические справочники об этом молчат, каких-то памятных мест в городе нет, и даже местные жители гораздо чаще будут знать, что Шарлиз Терон родилась в ЮАР, чем то, что их город является родиной одного из величайших писателей двадцатого века.