В ходе Русской кампании император потерял почти всю свою армию, что вынудило его заниматься срочным набором новых сил во Франции. Отбросив неприятеля к границам и отчетливо ощущая стратегическую важность момента, войска Российской империи перешли к активным наступательным действиям. 1 января 1813 года началась война Шестой коалиции.
Объективно говоря, полномасштабное противостояние с французами на территории Европы могло бы закончиться для русских катастрофическим провалом, в случае, если бы к войне не присоединились бывшие союзники – Австрийская империя и Пруссия, «поднявшие голову» после критической ошибки Наполеона в России.
Несмотря на потерю большей части армии, Наполеон все еще внушал страх, а героические русские войска еще не успели оправиться от тяжелых сражений на своей территории. Собственно, поэтому, переход двух могущественных европейских держав на сторону Александра I было очень кстати. Помимо этого, на Пиренейском полуострове победоносный герцог Веллингтон захватил инициативу и угрожал Франции вторжением с юго-запада.
В сложившихся обстоятельствах Наполеону удается сформировать новую армию, состоящую, преимущественно из новобранцев. Для обучения новообразованного войска требовалось время, которого у императора критически не хватало. Он надеялся закалить рекрутов в тяжелых боях с ветеранами антифранцузской коалиции и силами маршалов привить самоотверженность и героизм.
В войне Шестой коалиции император делал ставку на своих маршалов, которые зарекомендовали себя как компетентные военные, не страшащиеся опасности. Для поддержания лояльности в рядах лучших полководцев империи, Наполеон наградил их новыми титулами, так, Мишель Ней стал князем Московским, несмотря на то, что с началом войны Шестой коалиции древняя столица русских казалась недосягаемым трофеем.
Титулы - это, конечно, хорошо, но лишь в тех случаях, когда хватает сил обладать ими. Конечно, такие назначения в очередной раз показывали неиссякаемые амбиции Наполеона, но, в условиях, когда ты расколошматил почти все свои войска и думаешь лишь о том, как защитить завоеванное, дарить недосягаемые титулы - такая себе идея.
Несмотря на все усилия маршалов, война Шестой коалиции проходила неблагоприятно для Наполеона. Даже побеждая в сражениях, французы теряли на поле боя гораздо больше солдат чем проигравшие, а набранным рекрутам не всегда удавалось действовать с той же решительностью, как ветераны, погибшие в ходе отступления из России. Очевидная причина огромных потерь французов - недостаток опыта у рекрутов. Энергичная молодежь, цвет нации, ложилась штабелями, штурмуя в штыковую редуты с артиллерией.
Тем не менее, новобранцам удалось удивить Нея во время сражения при Лютцене, где он с корпусом молодых солдат находился на острие атаки на протяжении нескольких часов. После битвы маршал написал Наполеону:
Сомневаюсь, чтобы мне удалось сделать то же самое со старыми гренадерами гвардии… Сообразительность и, возможно, неопытность этих отважных мальчишек сослужили мне большую службу, чем испытанная храбрость ветеранов. Французская пехота еще никогда не была столь молода!
Начиная с лета 1813 года Ней проявлял все большую нерешительность на поле боя. Вероятнее всего, герцог Эхлингенский начал понимать, что дело Наполеона уже не спасти. Тем не менее, он участвует во всех важных сражениях, демонстрируя впечатляющую личную храбрость и полное отсутствие навыков управления войсками.
Интересно, к чему это приведет? Об этом я расскажу в следующей статье.
История маршала Нея:
История маршала Брюна:
История маршала Ланна:
История маршала Мюрата: