Однажды был такой случай: мне в личку пришел вопрос о возможности брать в прокат мои фетровые книжки (мастера́, я вижу ваши выражения лиц в этот момент).
Я вообще сначала не нашлась, что ответить и написала первое, что пришло в голову: НЕТ.
Через какое-то время пришел такой же запрос (возможно, это был тот же самый человек).
Прям интересно стало, как они себе это представляют - напрокат фетровую книжку? Мне ответили, мол, как на Авито дают напрокат ДАЖЕ ходунки, игрушки и т.д.
Даже ходунки... Какое-то неуместное сравнение на мой взгляд, потому как напрокат обычно дают какие игрушки? Пластиковые же: горки, пирамидки, каталки... Те же ходунки для детей - там если и есть тканевые составляющие, то они из материала, устойчивого к сильным загрязнениям и частым стиркам при высокой температуре. Ну, я так полагаю.
Понимаю, что человек просто поинтересовался. Но мне, как мастеру, такой запрос был в диковинку.
Фетровая книга же - это не столько игрушка, сколько развивающее пособие. То есть, по идее, требующее более внимательного отношения, как, например, школьный учебник. (Если что, я за бережное отношение ко всему, но прекрасно понимаю, что все воспитаны и воспитывают по-разному).
Какой бы корейский фетр не был прочный материал, про деликатную стирку руками уже писано-переписано. И пусть некоторые мастера хвалятся отличным состоянием их книг после машинной стирки, это не равно мытью пластиковых игрушек. Фетр не тот материал, который после нескольких стирок будет выглядеть идеально, как новый. Впрочем, как и многие вещи, чего уж там.
Вернёмся к прокату
Давайте представим, что я даю во временное пользование сшитую мной книгу.
Сразу возникает ряд вопросов:
- какая залоговая стоимость;
- как оценивать потери (деталей и внешнего вида);
- как возвращать книжку к жизни;
- куда ее потом девать?
Начнем прям сначала.
Какую залоговую стоимость назначать для проката фетровой книжки? Честно, понятия не имею. Ни разу не брала каких-то вещей в прокат и как это всё происходит, не знаю. Какой при этом назначается процент залога?
Представим две разные ситуации:
- берут в прокат книжку простую, небольшую, без всяких мелких элементов, которые потенциально могут потеряться, стоимостью, например, 3000-4000₽.
- или берут большую книгу, где съёмных элементов завались, где есть куча пуговиц, бусин, кабошонов, фигурки моей ручной лепки и т.д., стоимостью 10-15 тыс.
Ситуации разные, а книги, я полагаю, вернутся совсем не в первозданном виде. По-любому часть будет потеряна, оторвана, запачкана.
Простите, но не верю я, в одинаковое отношение к такой книжке обычного заказчика и "прокатчика".
Ну, вот и как считать ущерб и возврат залога (там же какая-то часть возвращается)?
Да я на успокоительные, наверное, потрачусь больше, пока моя работа будет у кого-то в прокате. 😂 Нет, спасибо.
Ну, допустим, договорились мы: книгу я давала, потом её вернули... Что мне с ней делать дальше? Я в этом плане брезглива, чего уж греха таить. Слюни своих детей - это одно, а чужие слюни....Ну, признайтесь, кому тут чужие слюни нравятся? 😁
Дальше чистка или стирка. Пластиковые игрушки, чем-то обработать можно, потереть посильнее. А тут...
Ну, допустим, привела я книжку в божеский вид. Предположим потери были небольшие и книжка даже выглядит, как новая. Дальше что? Своим бы детям я уже не дала, по указанным выше причинам. Остаётся 3 варианта: продать, подарить, снова выставить на прокат.
Продавать, как б/у, получается теперь. То есть стоимость уже падает раза в 2 минимум. Вместо 10 тысяч я получу 5. Вместо 3000 рублей - полторы. Это в идеале. Хотя сомневаюсь, что кто-нибудь купит её, бэушную, за такую стоимость. Я бы не купила.
Подарить? А надо указывать, что она уже была у неизвестного ребенка? Надо. Возьмут её даром? Возьмут скорее всего. А с чем остаюсь я? С минусом денег и, возможно, нервов.
Снова дать на прокат. Можно. Но это опять всё по кругу (прям к началу статьи возвращаемся). Да и стоимость проката, на мой взгляд, придется каждый раз снижать, ведь книга будет всё менее идеальной.
Давая в прокат, можно, конечно, за несколько раз отбить часть стоимости книжки или даже всю стоимость (под вопросом). Но стоит ли оно того?
На мой взгляд нет. Трижды нет. По крайней мере для меня ответ очевиден.
Я шью на заказ, то есть в наличии книг у меня не бывает (хотя я всё планирую выкроить время и сшить наконец-таки что-то для наличия). Чтобы вот так раздавать свои изделия в прокат, по-любому, они в наличии должны иметься.
Но если есть заказы или замечательно продаются книги сами по себе, к чему эти заморочки с прокатом тогда? Явно, ни к чему.
Интересно, а если человек шьёт, но у него ни заказов, ни продаж, согласиться он на такую сделку?
Я когда-то давала на время новогодние костюмы, которые сама шила. Но я давала знакомой и только на утренник.
Ещё помню с одними знакомыми менялись игрушками или пазлами, потом возвращали их. Но я знаю своих детей-аккуратистов, и знаю их детей. Так что это тоже немного другое.
В общем вывод какой: свои фетровые книги я в прокат точно не дам.
Если бы даже у меня была книга из наличия и она долго-долго лежала и не продавалась - всё равно не дала бы во временное пользование неизвестным людям. Пусть лучше лежит. Для неё настанет звездный час.
А вы что думаете по этому поводу? Меня больше интересует именно денежная сторона - как вообще можно рассчитать стоимость аренды и компенсации таких изделий? 🤔
Возможно, вам будет интересно: