Найти в Дзене
Маруся и её сад

Тамарикс в моем саду: чемодан без ручки

Я не люблю спонтанные покупки растений. Как правило, мне это боком выходит. А по неофитству бывало, такого я напокупала, что потом не знала, что с этим делать.

Вот, скажем, как появился у меня тамарикс. Было это года три назад, когда я ещё дуб дубом была в садоводстве. Сижу я дома, никого не трогаю, звонит мама:

- Я на зелёном рынке! Тебе что-нибудь нужно?

Дорогая мама, так и хочется спросить, ты серьезно? Нужно ли мне что-то на зелёном рынке? Уважаемые читатели, положа руку на сердце, кому из вас ничего не надо на зелёном рынке?

- Конечно, надо! А что есть?

- Вот продают какой-то тамарикс, бисерное дерево, надо?

Я спешно гуглю, поражаюсь красоте нежных розовых ветвей и ажурности кроны и буквально кричу в трубку:

- Бери!

Тамарикс в моем саду
Тамарикс в моем саду

Хорошо, что помимо тамарикса мама взяла еще и телефон продавца, потому что когда первые волны влюбленности и восторга схлынули, обнажив рассудок и какой-никакой разум, я решила ей позвонить и все выспросить. Ответ был такой: неприхотливейшее создание, знай себе растет и в ус не дует. Замерзать? Что вы, не бывает такого!

Ну я и посадила его туда, где мне нужно было дерево. Это ведь дерево, по фоткам в интернете.

А потом на меня полился поток информации: не зимует! Обмерзает! Сохраняется по уровень снега! Вымерзает полностью!

Да что же это такое?

И в то же время были и противоположные отзывы, мало, но были: у кого-то растет без повреждений. Не на юге, а в Подмосковье или в средней полосе.

А в прошлом году я увидела тамарикс в нашем городе. Большой-пребольшой куст с трепещущими на ветру сизо-розовыми ветками. И у меня закрались сомнения: вот же он, почти дерево. У продавца с рынка мог быть точно такой экземпляр. Почему нет?

Внутренний голос мне возражал: не сравнивай условия у городской стены вдоль оживленной дороги и свой сад в глухой деревне с большим озером под боком. Говорят тебе, вымерзает, значит, так и есть.

Но по дороге в деревню я встретила ещё один экземпляр, свешивающий рваную полынную тюль своих ветвей через забор. И снова надежда.

А тамарикс, будто чтобы ещё сильнее меня позлить, взял и перезимовал в этом году без повреждений. Как и в прошлом. Так разве поступают порядочные кусты, сеющие в умах своих хозяев сомнения и раздор?

Сумах вымерз, гортензии обмерзли до земли, скумпия погибла, даже дерены вынуждены были в июне начать отращивать новую листву! А тамариксу все нипочем!

Он будто понял, что я его... разлюбила. Нет, серьезно, как можно любить столь ненадёжное растение, от которого не знаешь, что ожидать? По всем законам он должен был бы обмерзать и заново обрастать, но вдруг всё-таки звезды сойдутся, и именно мой экземпляр вымахает деревом? Получается, место в цветнике занято, но чем именно, никто не знает. То ли дерево, то ли куст. Никакого крепкого плеча, одни недомолвки да увертки.

Ну уж нет, я так не люблю.

И вторая причина вот какая. Слишком уж он тянул одеяло на себя. У меня там и роза, и древовидная гортензия, и барбарисы, в этом году однолетняя лиана долихос: разношерстная компания. Ещё и сизые, практически голубые листья тамарикса, похожие на хвою, были там уже чересчур. Как будто я надела сразу все самое красивое. Вот эта разношерстность цветов и фактур стали для меня очень важны, я это вижу и испытываю прямо-таки недомогание от такого капустно-фруктового салата с рыбой в своем саду.

Черенкую
Черенкую

А тамарикс все рос и рос, хорошел и хорошел. Но не на радость мне. Ух, сколько вариантов его пересадки я мысленно перебрала. И к голубым горизонтальным можжевельникам, и к голубой ели, и на холм... Но скажите мне не милость, как я могу планировать с ним совместную посадку, если его характер и взаимоотношения с нашей капризной зимой так и остались для меня тайной? Чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко.

А несколько дней назад меня осенило. Я нашла пятачок, где тамарикс был бы к месту. И не просто к месту, а прямо-таки хорошо бы вписался. Причем независимо от того, будет ли он расти деревцем или останется сизой двухметровой крякозяброй - это была задача со звездочкой.

Поплевала я на ладони, взяла лопату и давай своего горемыку откапывать. Земля хорошая, рыхлая, плодородная. И сама по себе, и обильное мульчирование ещё добавило. Если б не такая земля, лежать бы мне прямо там, под тамариксом, павшей в неравной борьбе. Корнищи у этого братца оказались длинные, толстые, цепкие. Привык он поколениями добывать воду из недр земных, вот и здесь, как спрут или, лучше сказать, буравчик вонзился глубоко - глубоко своими гладкими золотистыми корнями.

Так что корешки -то я ему пообломала.

Дотащила я страдальца до намеченного места, приложила, словно манекен, а сама отошла на несколько метров. Ну до чего ж хорош! Случилась тут со мной буквально метаморфоза! Целых три месяца этого сезона тамарикс крючковато цеплялся за мое внимание, ревниво выпячивал свою припыленную голубизну, пытаясь добиться моей благосклонности, но ничего, кроме сомнения и скепсиса в моей душе, он не смог найти. Я даже грешным делом думала: ну обмерзнет, туда ему и дорога. Потому и решилась на такую радикальную пересадку: не больно-то и жалко.

Другое дело - на новом месте. Здесь, пока тамарикс был ещё "прилагательным ", то есть стоял с корневым комом, приложенный к вишневому кусту для примерки, он заиграл. Справа от него цветник в бело-сине-розовых тонах. Там есть вариегатная сныть и дерен Элегантиссима. Там пока не разросшиеся астильбы, своими соцветиями перекликающиеся с бисером цветков тамарикса. Там синие вероники, гармонирующие с полынным цветом тамарикса. Все там есть для того, чтобы он играл и солировал.

Только я уже повредила корень. Вот так скоро, буквально за несколько взмахов лопат я преодолела огромное расстояние от равнодушия и даже неприязни до любви и восхищения. Эй, дружище, не вздумай загибаться! Я за тебя беспокоюсь!

Тамарикс после обрезки. Виднеется между спинками стульев.
Тамарикс после обрезки. Виднеется между спинками стульев.

Тамарикс я щедро полила (и продолжаю делать это ежедневно), обрезала наполовину и притенила с юга большими садовыми стульями.

Обрезанные же ветки, такие красивые, что украсили бы любой букет, я решила превратить в черенки. На всякий пожарный случай. Такая уж непостоянная душа садовода: то нам даром не надо, то срочно размножать начинаем.

-4

Я наделала много-много черенков и часть из них воткнула в грунт под стеклянную банку, а часть решила поставить просто в воду. Почему-то мне кажется, что тамарикс должен легко давать корни. Другое дело, что не время сейчас для отращивания корней, но не могла же я просто эту охапку стриженых ветвей выбросить, даже не прпытавшись? Так что будет у меня ещё один эксперимент.

-5

Как бы то ни было, работа в саду в последние дни сводится к отливанию вот таких вот переселенцев, перестановке дождевателя и осмотру поля боя хищным взглядом: кто ещё не на месте? Кого бы пересадить?

А у вас так бывало, что долгое время у вас росло растение, подкармливаемое только вашим равнодушием, а потом - щелк! - и оно снова желанное и нужное?

Ваша Маруся, стремящийся всё успеть садовод