Найти в Дзене
Книжность

Юдифь - героиня-прелюбодейка

Оглавление

Когда владыка ассирийский

Народы казнию казнил,

И Олоферн весь край азийский

Его деснице покорил, -

Высок смиреньем терпеливым

И крепок верой в бога сил,

Перед сатрапом горделивым

Израил выи не склонил;

Во все пределы Иудеи

Проникнул трепет. Иереи

Одели вретищем алтарь.

Народ завыл, объятый страхом,

[Главу покрыв] золой и прахом,

И внял ему всевышний царь.

Пушкин А.С.

Начало незаконченной поэмы о Юдифи (1835г)

Книга Юдифи - один из величайших письменных памятников, лучший образец литературы эпохи Второго храма. Она была создана на витке очередного патриотического подъёма - в конце персидской эпохи, в царствование Артаксеркса II, когда вспыхнувшее в 362 г. до н. э. великое восстание докатилось до Израиля, или во время Маккавейских войн (167—160 гг. до н. э.). Произведение светского характера, написано прозой, кроме двух молитв Юдифи в стихотворной форме.

По внутренней датировке "Книги Юдифи" события разворачиваются в 18-й год "царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии". Место действия - иудейский город-крепость Ветилуя и прилегающие окрестности, где расположилось лагерем ведущее осаду ассирийское войско под командованием Олоферна.

Сразу следует заметить, что Навуходоносор был нововавилонским, а не ассирийским царем. В действительности, он завоевал Иудею в 599-597 гг. до н.э., разграбил Иерусалим, жестоко уничтожил большую часть городского населения, казнил практически всю израильскую военную аристократию, а уцелевшее мирное население обратил в рабство и депортировал.

Что касается Ветилуи - горной крепости, возведенной потомками Манассии, южнее Дафаима, напротив долины Ездрилонской, - этот город упоминается только в Книге Юдифи и неизвестен библейской археологии.

Анахронизмы и другие ляпы "Книги Юдифи" вызывают сомнения в подлинности описанных событий, и возникают подозрения, что главная героиня - это вымышленный исторический персонаж.

-2

Юдифь - одна из самых ярких женских фигур в Ветхом Завете. Её история описана в неканонической Книге Юдифи, которая, тем не менее, является важной частью иудейского и христианского наследия.

Юдифь предстаёт молодой, красивой, богатой, благочестивой вдовой из города Ветилуя. После смерти мужа она носит траур три с половиной года, вместо положенных двух, заслуживает своим аскетизмом и богобоязненностью уважение соплеменников, которые начинают почитать её, как пророчицу и обращаться к ней за советами.

 «Юдифь» Камиль Коро, 1872–1874 г.г.
«Юдифь» Камиль Коро, 1872–1874 г.г.

Юдифь, в переводе с иврита, - «из колена Иуды», «иудеянка», а в русской традиции — Иудифь. Её говорящее имя есть воплощение национального характера и веры в Единого Бога.

Автор "Книги Юдифи" подробно описал предысторию ассирийского нашествия на Иудею. В её первой главе рассказывается об глобальных планах Навуходоносора, начиная с 12 года его правления, его победе над мидийцами на 17 году.

И далее:

"В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле".
Царь Навуходоносор приказал своему хитрому, коварному и бесстрашному военачальнику Олоферну покорить все соседние страны. Ассирийцы завоевали Месопотамию, Киликию, Аравию и вошли в Левант. Финикийцы отправили к Олоферну послов с мирным предложением и встретили его "с венками, ликами и тимпанами".
"Он же разорил все высоты их и вырубил рощи их: ему приказано было истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору, и все языки и все племена их призывали его, как Бога. Придя к Ездрилону близ Дотеи, лежащей против великой теснины Иудейской, он расположился лагерем между Гаваем и городом Скифов и оставался там целый месяц, чтобы собрать весь обоз своего войска".
Жители приграничных иудейских городов - Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрилона, на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму, - по велению великого священника Иоакима "заняли восходы в нагорную страну, потому что чрез них был вход в Иудею, и легко было им воспрепятствовать приходящим, так как тесен был проход даже для двух человек";
"...заложили входы в нагорную страну и укрепили стенами всякую вершину высокой горы, а на равнинах устроили преграды".

Олоферн, столкнувшийся с ожесточённым, упорным сопротивлением и осадивший Ветилую, провёл военное совещание при участии союзников и получил совет от идумеев и моавитян - перекрыть защитникам города-крепости доступ к источникам воды, и взять иудеев измором.

-4

Книга Юдифи, глава 7:
10. Этот народ сынов Израиля надеется не на копья свои, но на высоты гор своих, на которых живут, потому что неудобно восходить на вершины их гор.
11. Итак, господин, не воюй с ним так, как бывает обыкновенная война, — и ни один муж не падет из народа твоего.
12. Ты останься в своем лагере, чтобы сберечь каждого мужа в войске твоем, а рабы твои пусть овладеют источником воды, который вытекает из подошвы горы;
13. потому что оттуда берут воду все жители Ветилуи, — и погубит их жажда, и они сдадут свой город; а мы с нашим народом взойдем на ближние вершины гор и расположимся на них для стражи, чтобы ни один человек не вышел из города.
14. И будут томиться они голодом, и жены их и дети их, и прежде, нежели коснется их меч, падут на улицах обиталища своего;
15. и ты воздашь им злом за то, что они возмутились и не встретили тебя с миром.
16. Понравились эти слова их Олоферну и всем слугам его, и он решил поступить так, как они сказали.

Доведённые до отчаяния голодом, жаждой и страхом жители осаждённой Ветилуи приняли решение сдаться в плен ассирийцам, но старейшина Озия призвал соплеменников подождать ещё пять дней, крепиться духом и уповать на спасение, которое дарует Господь, если не перевесит чаша грехов, то есть ждать чуда.

И этот критический для момент Юдифь решает действовать. Она разрабатывает смелый и рискованный план по спасению своего народа и выступает с пламенной речью-молитвой.

-5

«Я совершу дело, которое пронесётся сынам рода нашего в роды родов».

Облачившись в свои лучшие одежды и украшения, Юдифь покидает город и отправляется в лагерь врага.

Выдав себя за прорицательницу, то есть обманом проникнув в стан врага, Юдифь обольстила своим видом и речами полководца Олоферна.

-6

Её красота и ум производят впечатление на Олоферна. Юдифь убеждает полководца, что она перешла на его сторону и может помочь ему захватить город. Олоферн, очарованный Юдифью, приглашает её на пир в свой шатёр.

Юдифь втёрлась в доверие Олоферна лестью и ложью, до такой степени, что тот был готов изменить своим богам и принять иудаизм. Полководец поселил её в богатом шатре и приставил охрану, которая, впрочем, не чинила препятствий вдове для оправления иудейских, религиозных обрядов.

-8

Оставшись после пира наедине с Олоферном, и дождавшись когда он напивается и засыпает, Юдифь совершает свой знаменитый подвиг. Она берёт меч полководца и обезглавливает его. Затем, спрятав голову Олоферна в мешок, Юдифь возвращается в Ветилую.

«Юдифь и голова Олоферна» — картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1901 году.
«Юдифь и голова Олоферна» — картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1901 году.

Юдифь вернулась в Ветилую с головой Олоферна, как боевым трофеем, который выставили на крепостной стене. Утром, увидев отрубленную голову своего военачальника, ассирийское войско впадает в панику и обращается в бегство, оставив лагерь с награбленными сокровищами иудеям.

«Юдифь» — картина Джорджоне (Джорджо Да Кастельфранко)
«Юдифь» — картина Джорджоне (Джорджо Да Кастельфранко)

Этот библейский сюжет оказался весьма востребованным у деятелей культуры и искусства и вдохновлял художников на протяжении веков, от Ренессанса до современности. Образ Юдифи был растиражирован в европейской литературе и живописи.

В раннем Средневековье подвиг Юдифи прочно занял место в Священной истории, Ренессанс представлял её как храбрую патриотку, писатели и художники барокко фантазировали на тему прекрасного и ужасного, героического и эротического в истории мужественной иудейской вдовы.

В литературе образ Юдифи также нашёл свое отражение. Её история вдохновляла писателей и поэтов, становясь метафорой борьбы с тиранией и символом женской силы и... коварства.

"Книга Юдифи" была очень популярна в иудейской среде. Она оказала влияние на мидрашистскую литературу и стала частью Танаха. Но! При окончательном формировании канона Ктувим (Агриографы) она была изъята в виду аморальности подвига героической вдовы, поскольку Юдифь, ради победы, пошла на притворство и обман и убила врага коварно, во сне, беспомощного. Таким образом, иудейские теологи дали свой ответ на тезис «цель оправдывает средства».

Включенная в Септуагинту, эта книга является второканонической, частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, у протестантов - это апокриф.

Надо думать, что не только патриотическое коварство Юдифи смущало иудеев-богословов, ибо яркий ореол подвига, якобы принесшего спасение народу Израиля, скрывает преступление Юдифи.

По иудейскому религиозно-уголовному кодексу деятельность Юдифи во вражеском стане классифицируется, как прелюбодеяние – нарядилась и накрасилась, чтобы соблазнить, т. е. выразила всем видом готовность к грехопадению, и добровольно осталась наедине мужчиной (есть свидетель – служанка), более того, с иноплеменником, что строго запрещает Левит.

-11

Юдифь виновна, по определению. На лицо факт нарушения не только морально-нравственных установок и предписаний, но и закона. Хотя в тексте нет ни единого намека на любовную связь между героиней и Олоферном, для таких случаев существует устойчивое мнение: «Solus cum sola, in loco remoto, non cogitabuntur orare "Pater noster" (О мужчине и женщине, оставшихся наедине, никто не подумает, что они читают «Отче наш»)»

Если бы авантюра провалилась – Юдифь струсила, проявила малодушие, влюбилась бы во врага и пощадила его - её однозначно приговорили бы к смертной казни через побиение камнями. Это такой интересный способ казни, когда в роли палача выступают все соплеменники, вся община, таким образом повязываясь коллективным убийством, пусть приводящим в действие приговор священного суда, что, в свою очередь, служит не только методом воспитания граждан блюсти закон Божий, но так же сплачивает единоверцев и предоставляет возможность проявить богобоязненность.

Юдифь была помилована, благодаря смягчающим обстоятельствам исключительного характера, - обезглавив ассирийское войско, она заслужила амнистию.

Однако, как известно, амнистия не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за преступление, поэтому вызывают очень большое сомнение утверждения автора Книги Юдифи:

«Многие желали ее, но мужчина не познал ее во все дни ее жизни с того дня, как муж ее Манассия умер...»

Шансы вдовы с клеймом прелюбодейки повторно выйти замуж в своем кругу, даже по закону левирата (за брата покойного мужа) нулевые. Муж из более низкого слоя для неё означал бы потерю своего общественного статуса, что при полном бесправии женщин-иудеек, сосем плохо.

Уделом Юдифи было - прожить в одиночестве до 105 лет.

Илья Габай «Юдифь»

Изменами измены породив,

плывут века. Но что Азефы? Хуже

и памятней донос жены на мужа,

поклеп сестры на брата,

жесткий гриф безумной лжи,

тупого простодушья.

А ты у колыбели их, Юдифь!

Но что же натворила ты, Юдифь!

Земля и небо, лебеди и гуси

поют один, назойливый мотив:

«Зачем ты это сделала, Юдифь?»

Зачем ты это сделала, Юдифь?

Из злобы? Из коварства? Для идеи?

Или для счастья робких иудеев,

которые ликуют, не простив

тебе своей трусливости, Юдифь?

Зачем ты это сделала, Юдифь?

Чтобы оставить борозду в преданьях?

Или чтоб стать праматерью предательств,

воительною кровью напоив

свою гордыню бабью, Иудифь?!

Зачем ты это сделала, Юдифь?

По зову мод рядились наши жены

в доспехи непрощенья, в клики Жанны,

зачем они родились, позабыв:

они пришли в сей мир любить, Юдифь!

Зачем ты это сделала, Юдифь?

ведь если ты оглянешься, наверно,

увидишь, как по трупам Олофернов

толпа уродиц жадно лезет в миф,

а ты была красавицей, Юдифь!..

Зачем ты это сделала, Юдифь?

На мрачный подвиг от докуки зарясь?

А может, восхищение и зависть

в нас, неспособных к подвигам, вселив,

ты нас звала к оружию, Юдифь?

30 марта 1963

P.s. Спасибо за помощь в создании статьи Т. Таниной

«Юдифь и Олоферн» — картина 1577 года, написанная маслом на холсте мастерской Якопо Тинторетто
«Юдифь и Олоферн» — картина 1577 года, написанная маслом на холсте мастерской Якопо Тинторетто

💖 подписка

💖 комментарии

💖 лайки - приветствуются

Ваше внимание помогает каналу в развитии, а мне дарит радость.