Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины/94. "Friendly fire" в начале войны и советские подводники

Подводная лодка - мощное оружие для борьбы за море, но иногда ее основные достоинства -"Скрытность" и "Незаметность" могут сыграть против нее и ее экипажа. Причем сохраняя тайну даже после гибели субмарины. Столкнулись с этим и советские подводные лодки в годы Великой отечественной войны, когда сложность с определением национальной принадлежности подводной лодки вызывала вполне ожидаемую реакцию со стороны своих сил и средств

Истории и случаи "дружественного огня" не являются чем-то необычным, тем более в боевых условиях, но во многом зависят от подготовки противоборствующих сторон.

Так 23 июня 1941 года (на второй день войны) подводная лодка «М-90» (XII серии, 8-й дивизион 2-й бригады подводных лодок БФ), командир старший лей­тенант Татаринов И.М., вышла в свой первый боевой поход в рай­он Хельсинки. В ночь на 24 июня у острова Нарген подводная лодка всплыла и при зарядке аккумуляторных батарей была обнаружена наблюдателя­ми находившейся на острове нашей береговой батареи и об­стреляна.

Подводная лодка М-90 успешно пережила войну - на послевоенном параде
Подводная лодка М-90 успешно пережила войну - на послевоенном параде

«М-90» погрузилась под перископ, но этого оказалось недостаточно! Её нашёл и атаковал глубинными бомбами, вызванный советский са­молет «МБР-2» (44-я отдельная морская разведывательная авиаэкадрилья). Так бы наши противолодочники действовали против лодок противника! Лодка легла на грунт, но и тут была найде­на и атакована советским катером типа «МО», сбросившим на подводную лодку несколько глубинных бомб (по другим данным - более 50 глубинных бомб). При попытке всплыть «М-90» опять попала под огонь береговой батареи. К счастью, никаких повреждений подводная лодка не получила. Наконец командир «М-90» сумел доложить о ситуации, и подводная лодка была отозвана в базу, куда благополучно прибыла 25 июня.

Морской ближний разведчик МБР-2
Морской ближний разведчик МБР-2

Всё произошло из-за несогласованности действий командования береговых укреплений и бригады подводных лодок, которой были известны и район патрулирования лодки, и место, где ночью «М-90» должна производить под­зарядку. Тем не менее, даже при том, что лодка не имела повреждений, командира старшего лейтенанта Татаринов И.М с должности сняли и назначили помощником на «Щ-318».

Татаринов Иван Михайлович
Татаринов Иван Михайлович

Однако его военная карьера скоро "выправилась" - после полутора лет помощником командира «Щ-318» он был назначен командиром "М-77", на которой и встретил победу. После войны преподавал, дослужился до звания капитана 1 ранга. Кавалер двух орденов Боевого Красного Знамени (1940, 1952), орденов Отечественной войны I (1945) и II степени (1944), Красной Звезды (1947).

Схема внешнего вид "М-90" (из материалов читателя)
Схема внешнего вид "М-90" (из материалов читателя)

Подобный случай и тоже на Балтийском флоте произошел примерно через две с половиной недели. 10 июля 1941 года ошибочному нападению подверглась возвращавшаяся из боевого похода подводная лодка Бал­тийского флота «С-6» (IX-бис серии). Сначала лодку ата­ковал наш сторожевой корабль, а затем её обстреляла советская ар­тиллерийская батарея береговой обороны. Вроде обошлось на этот раз, однако и без того у подводников хватало причин для огорчений. Да и потери уже были.

Командир «С-6» капитан-лейтенант Кульбакин на мостике. На втором плане ПЛ «С-5».
Командир «С-6» капитан-лейтенант Кульбакин на мостике. На втором плане ПЛ «С-5».

Днём ранее, 9 июля 1941 года, следуя на базу, командир лодки ка­питан-лейтенант Кульбакин Василий Федорович подошёл к острову Саарема, где в бухте Кихельконна (северо-западное побережье острова Саарема), решил устроить купание личного состава. Чем руководствовался офицер и что подтолкнуло его к такому решению - сложно сказать.

Фотографии С-6 - редкость. С большой долей вероятности на этом фото из газеты 40-х годов - именно С-: (предоставлена нашим читателем)
Фотографии С-6 - редкость. С большой долей вероятности на этом фото из газеты 40-х годов - именно С-: (предоставлена нашим читателем)

По некоторым данным лодка в этой бухте находилась в ожидании эскорта для перехода в Таллин, и командир, считая себя в безопасности, разрешил купание личного состава. Но это оказалось не так.

Схема внешнего вида подводной лодки типа "С"
Схема внешнего вида подводной лодки типа "С"

В 13.25 лодку внезапно атаковал бомбардировщик «Ju-88» - две 250-кг бомбы разорвались в 100 м от лодки. Самолет сделал еще три захода, обстреливая подводную лодку из пулеметов. В результате авианалета «С-6» получила незначительные повреждения, однако среди личного состава погибли три и были ранены семь человек, в том числе командир (тяжело) и военком (легко). Несмотря на ранение, командир продолжал управлять кораблем (при помощи находившегося на борту «С-6» дивизионного штурмана старшего лейтенанта А.И. Ильина), перемещаясь по подводной лодке на руках у личного состава. На переходе в Триги подводная лодка вновь подверглась авианалету. Кстати, на этот раз она шла уже с эскортов, но уклонившись от атаки погружением, «С-6» отстала от сопровождавшего ее эскорта и вскоре была атакована уже своими сторожевыми катерами. И на закуску" - еще и береговая батарея с мыса Пангенук в ночь на 11 июля обстреляла субмарину. Так что поход оказался "насыщенным", ((.

Остов С-6 на дне. Ограждение рубки полностью разрушено сетями и временем, но тумба перископов, 100-мм и 45-мм орудия, стойка машинного телеграфа на штатном месте. Виден пролом лёгкого корпуса и лист ограждения мостика. Видна шахта подачи воздуха к дизелям.(фото предоставлено нашим читателем)
Остов С-6 на дне. Ограждение рубки полностью разрушено сетями и временем, но тумба перископов, 100-мм и 45-мм орудия, стойка машинного телеграфа на штатном месте. Виден пролом лёгкого корпуса и лист ограждения мостика. Видна шахта подачи воздуха к дизелям.(фото предоставлено нашим читателем)

Днем 11 июля подводная лодка была встречена катерами и сопровождена в бухту Триги, куда прибыла в ночь на 12 июля. Вскоре «С-6» перешла в Таллин, а затем убыла в Кронштадт. Вместо раненного Кульбакина командиром «С-6» был другой офицер. После выздоровления Кульбакин командовал К-22 - погиб со своим кораблем в 1943 году. Подводная лодка С-6 погибла в августе 1941 года, уже с новым командиром, по всей видимости - на мине, со всем экипажем.

Остов подводной лодки С-6 на дне, фото 2012 года
Остов подводной лодки С-6 на дне, фото 2012 года

Еще один случай произошел тоже в начале войны, практически на первой неделе, но на Черном море. Причем это случай более известен, чем два ранее отмеченных, к тому же он и более трагичный.

Еще одно фото С-6 от нашего читателя -
Еще одно фото С-6 от нашего читателя -

По многим газетным, журнальным и книжным публикациям кочует миф (сейчас уже меньше, но в 2000-е годы - был очень популярным), что одна из первых наших погибших во время Великой Оте­чественной войны подводных лодок «Щ-206» (V-бис-2 се­рии, 3-й дивизион 1-й бригады подводных лодок ЧФ) под командованием капитан-лейтенанта С.А.Каракая, была по ошибке потоп­лена своими же эсминцами.

Сразу надо отметить, что эта подводная лодка (и ее экипаж) входила в число самых боеготовых кораблей бригады (в первую линию). И не удивительно, что в первый день войны Щ-206 вышла на боевое дежурство в район мыса Шаблер (позиция № 4), но к сожалению на базу лодка не вернулась.

Схема действий сил ЧФ и противника у берегов  Констанцы
Схема действий сил ЧФ и противника у берегов Констанцы

Согласно того самого "известного мифа", утверждается, что 26 июня 1941 года советский эскадренный миноносец «Сообразитель­ный» вместе с лидерами «Харьков» и «Москва» вышли из Севастополя в море с целью обстрела порта Констанца. Данный поход хорошо изучен и он также не был успешным для советского флота - лидер "Москва" погиб, лидер "Харьков" был сильно поврежден, а достигнутые результаты набеговой операции оказались незначительными.

Так вот в этом походе, согласно мифа, вы­полнив задачу, советские корабли повернули назад. В это время в райо­не прилегающем к Констанце, оперировала ПЛ «Щ-206». Не имея никаких данных о планируемом обстреле Констанцы надводными кораблями и даже о выходе их в море, Каракай, обнаружив эсминцы на переходе к порту, решил их атаковать. В 6.40 командир «Щ-206» предпринял попытку торпе­дировать «Харьков», но с первого раза этого сделать не удалось. При повторной атаке, «Щ-206» сама была контра­такована и потоплена эсминцем «Сообразительный», сбросившим в воду 4 больших и 6 малых глубинных бомб. С эс­минца видели быстро погружающуюся корму субмарины и были уверены, что атаковали противника.

Подводная лодка типа Щ серии V-бис 2 серии, возможно – Щ-206
Подводная лодка типа Щ серии V-бис 2 серии, возможно – Щ-206

Позже стало известно, что в тот день единственная на тот период на Чёрном море подводная лодка наших противников румынская «Дельфинул» атакам не подвергалась, она даже не заметила советские эсминцы. В этом районе могла находиться только «Щ-206», которая в положенный срок из похода так и не вернулась. Поэтому сомнений, кого атаковал «Сообразительный», нет. Другие подводные лод­ки, кроме «Щ-206», в этот район не направлялись. Вот такая была версия.

Эсминец "Сообразительный" - на которого возлагали ответственность за гибель Щ-206
Эсминец "Сообразительный" - на которого возлагали ответственность за гибель Щ-206

Если не вдаваться в подробности, то изложенная версия событий может показаться убедительной. Однако, опубли­кованные в 2003 году документы позволяют представить кар­тину трагедии иначе. Суть в том, что спустя два дня после инцидента с нашими эсминцами, а именно 28 июня 1941 года, командир «Щ-206» капитан-лейтенант Каракай Сидор Алексеевич отправил на берег радиограм­му: «К[оманди]ру 1 БПЛ. Возвращаюсь [на] позицию № 4. Кораблей пр[отивни]ка не видел. К[оманди]р ПЛ Щ-206».

Радиограмма эта была успешно принята и вот уже более шестидесяти лет спокойно лежит в архивах. Ни слова о ка­ких-либо атаках или полученных повреждениях. Это гово­рит о том, что «Щ-206» благополучно пережила 26 июня, готовая к дальнейшим действиям. Кого в таком случае бом­били наши эсминцы, неизвестно. Ни румынской, ни советс­кой лодок около них не было.

По данным трофейных ру­мынских документов, 9 июля 1941 года в районе Мангалии (Румыния), где как раз и находилась позиция № 4, румынские корабли в течение дня дважды обнаруживали и бомбили подводную лодку.

Замысел набега, на котором нашли место и для Щ-206
Замысел набега, на котором нашли место и для Щ-206

Первый раз, в 13.56, это делал эсминец «Нэлука» (или "Налука"). Второй раз, в 19.30, всего в полумиле от этого места, торпедный катер № 3 «Висколул». В обоих случаях наблюдалось всплытие больших масляных пятен. Вот здесь, действительно, могла находиться только «Щ-206».

Схема внешнего вида Щ-206 (из материалов читателей)
Схема внешнего вида Щ-206 (из материалов читателей)

Однако и это пока только предположение. До сих пор место положение подводной лодки не обнаружено, она и ее экипаж считается погибшим. В литературе можно найти упоминание, что в 8,5 милях к северо-востоку от Мангалии на дне Чёрного моря обнаружен неопознанный объект, по размерам приближённо соответствующий подводной лодке. Эта история еще ждет своего заключения.