Эмоциональная безопасность детей оказывается под угрозой, когда взрослый захвачен сильными эмоциями — гневом, обидой, виной, тревогой. Испытывать любые чувства — даже «негативные» — нормально. Но важно при этом сохранять разум и быть хозяином своих эмоций (а не наоборот).
Когда взрослые сталкиваются с сильными чувствами, у них может срабатывать одна из двух стратегий:
- они позволяют чувствам поглотить себя;
- они запрещают себе испытывать чувства.
Обе эти стратегии эмоционально небезопасны для ребенка.
Если чувство затапливает. Это может выплеснуться в крики и рукоприкладство, ребенок может испугаться или пострадать. Если же родитель сдержал «негативное» чувство или изобразил, что чувствует что-то другое, ребенок все равно видит, что что-то не так, мамины слова не совпадают с ее интонациями и выражением лица. Тогда у него растет тревога, и это отражается на его самочувствии и поведении.
Если человек запрещает себе испытывать чувства (отщепление, диссоциация). Важно различать — речь не о запрете проявлять чувства, а о запрете их испытывать («я никогда не злюсь»). Подвох здесь в том, что полностью отщепить чувства невозможно, поэтому иногда они будут прорываться, и из-за того, что их долго сдерживали, прорыв может быть сильнее и опаснее, чем при затапливании.
Так что же делать? Продолжение на сайте НЭН по ссылке
Чем опасны для ребенка взрослые, которые «никогда не злятся»?
24 августа 202424 авг 2024
20
1 мин