- Да болтовня! - отмахнулся Сергей Петрович и глотнул остывший чай. - Я считаю, байки завистливых соседей.
- Какие байки? - Аня чувствовала, что зацепила важную информацию и не намерена была ее упускать.
- Ох. Ну ладно — по окружающим деревням издавна гуляет страшилка, что, мол, местные селяне за свою удачу детьми с Велесом расплачиваются. Бред, конечно. Вам нехорошо? Что случилось?
Аня отмахнулась и непослушными губами потребовала:
- Рассказывайте.
Библиотекарь с сомнением посмотрел на побледневшую посетительницу, но соблазн выступить перед благодарными слушателями победил:
- Велес, он же Волос — одно из древнейших божеств славянского пантеона, скорее всего — еще из доземледельческих времен. Много в его образе такого, знаете, лесного, охотничьего. Тем не менее, с переходом к сельскому хозяйству он остался среди наиболее почитаемых богов, став покровителем домашнего скота. После крещения Руси, как это обычно бывало, его функции разделили несколько христианских святых. В основном, святой Николай — ему досталось покровительство над воинами, купцами, путешественниками, моряками, детьми и землепашцами, и святой Власий — видимо, по созвучию имен. Этот как раз стал отвечать за домашний скот. Но сама фигура Велеса не канула в небытие, просто с течением времени в массовом сознании приобрела довольно темные, мрачные черты. Так вот, в нашем районе есть байка о том, что накануне больших бедствий в селе отдают лесному богу одного-двух детей, а он взамен хранит жителей и обеспечивает их благополучное возвращение домой. Сейчас это уже на уровне старой семейной шутки, никто всерьез не воспринимает, конечно.
Валера, покосившись на Аню, уточнил:
- А вы, случайно, не проверяли? Что тут насчет пропавших детей?
- Конечно, проверял, - всплеснул руками Сергей Петрович, - хорош я был бы исследователь, если бы не проверял! Но, понимаете, крестьянские дети — это такая категория… как бы сказать… в общем, никто их особо не считал до определенного возраста. Детская смертность, сами понимаете. А пропавшие и вовсе не попадали в статистику. Церковные книги — в них крестины да отпевания. Каждый год, думаю, кто-то да пропадал — в лесу, или бродяжить сбегали. Достоверно знаю только два случая, оба — в прошлом веке. Вот, сейчас покажу… - он поманил гостей за стойку, где обнаружился работающий компьютер. Монитор покрывала желтая черепица значков папок. Валера поморщился.
- Сейчас, сейчас… А, вот! Июньская заметка в местных Ведомостях. Видимо, совсем никаких новостей не было, что корреспондент аж сюда забрался. - краевед щелкнул мышью, на экране развернулась фотокопия старого газетного листа. Аня и Валера стали читать, с трудом продираясь сквозь дореволюционную орфографию:
Тревожное происшествие в селе Никольском
В редакцию нашей газеты поступило сообщение от земской учительницы Марии Петровны С. о загадочном исчезновении двух малолетних детей из крестьянской семьи Ивановых. Дети, Ванюша 8-ми лет и Машенька 6-ти лет, пропали три дня назад, выйдя поутру за грибами.
Местные власти в недоумении. Урядник Протопопов разводит руками: "Обыскали весь лес, все овраги - как сквозь землю провалились!"
Убитая горем мать, Дарья Иванова, не находит себе места: "Оглоеды, небось на железную дорогу кататься сбежали. Отец-то с них шкуру спустит, как вернутся."
Поиски продолжаются. Редакция будет следить за развитием событий.
Сопровождала статью фотография убитой горем матери — статной крестьянки, явно приодевшейся в честь визита городских журналистов. Она, подбоченясь, раздраженно смотрела в объектив.
- И что? - Аня подняла глаза. - Что редакция? Следила за развитием событий?
- Боюсь, что нет, - Сергей Петрович указал на экран, - боюсь, вскоре проблемы с нехваткой новостей исчезли надолго.
Наверху страницы стояла дата — 25 июня 1914 года.
- А вот, сейчас… ага, вот — это второй случай, - библиотекарь открыл вторую фотокопию. Здесь орфография стала уже знакомой:
Рубрика «Происшествия»
Село Никольское, 26 июня. (Наш корр.) Вчера в правлении колхоза "Путь к социализму" состоялось экстренное собрание по поводу исчезновения двух детей колхозников. Пионеры Миша Трофимов (10 лет) и Катя Сидорова (8 лет) пропали три дня назад во время сбора лекарственных трав для нужд колхоза.
Председатель колхоза тов. Кузнецов сообщил: "Мобилизованы все силы на поиски детей. Колхозники проявляют высокую сознательность, прочёсывая окрестные леса после трудового дня".
Секретарь райкома ВЛКСМ тов. Иванова заявила: "Комсомольцы района активно участвуют в поисковых работах. Мы не успокоимся, пока не найдём наших юных товарищей".
Следствие ведёт районный отдел милиции. Редактор призывает граждан проявлять бдительность и сообщать любую информацию о пропавших детях в сельсовет.
Аня и Валера без подсказки посмотрели на дату. 1939. Сергей Петрович пожал плечами:
- Видите, даже никакой особенной закономерности. Ивановы пропали буквально накануне начала Первой Мировой, Трофимов и Сидорова — за два года до Великой Отечественной.
- Однако до начала Второй Мировой — примерно столько же, сколько в первом случае, - поправил дотошный Валера. Сергей Петрович нехотя кивнул:
- Ну, да, можно притянуть, конечно… всё можно притянуть, при желании-то. Но сами подумайте — какой Велес в колхозе «Путь к социализму»? Да и леса к тому времени почти не осталось. Что они тут прочесывали — непонятно. В общем, я бы на основании двух событий конспирологию разводить не стал.
С этими словами он решительно закрыл картинку и, собрав чашки, унес их за дверь с надписью «Служебное помещение». Аня и Валера переглянулись.
- Думаю, он прав, - Валера с раздражением посмотрел на забитый папками рабочий стол компьютера. - в конце концов, у нас всего два задокументированных случая, довольно сомнительно связанных с громкими датами, да какие-то местные сплетни. Выборка совершенно неубедительная.
- Два случая — это ровно на два больше, чем меня бы устроило для спокойствия, - Аня передернула плечами, - хорошо, что мы решили уехать на эту чертову Купальскую ночь.
Входящий в читальный зал Сергей Петрович услышал последнюю фразу:
- Уезжаете? А куда?
- В Турцию, - рассеянно ответила Аня, продолжая думать о пропавших в далеком 1914 году Ванюше и Машеньке. Сергей Петрович удивился:
- Что, прямо отсюда в аэропорт?
- Почему? - не поняла Аня.
- Ну, вы сказали — в Купальскую ночь…
Аня похолодела. Она чувствовала, что совершила какую-то огромную ошибку:
- Да. У нас билеты на первое июля…
- А, понял! - рассмеялся библиотекарь, - это мы с вами друг друга календарями запутали! Очень распространенная ошибка. Купальская ночь — древний астрономический праздник, но, с приходом христианства, его привязали к конкретной дате — Рождеству Иоанна Крестителя — 24 июня. И там и там вода, довольно логично. А в 1918 году, когда светские власти у нас перешли на Григорианский календарь, Православная церковь осталась в Юлианском — и дата, как все церковные праздники, уехала вперед на 14 дней — как раз на 6 июля. В принципе, ничего страшного, сейчас Купалу и празднуют-то разве что любители фольклора — а им, по большому счету, всё равно, когда через костер прыгать. Но, конечно, в оригинальном, так сказать, виде, Купальская ночь должна приходиться строго на летнее солнцестояние. Оно каждый год примерно в одни и те же даты, плюс-минус день, в зависимости от положения Солнца на эклиптике.
- И в этом году оно… - начала Аня, уже зная, что услышит в ответ.
- Сегодня. Да, определенно, сегодня.
Продолжение следует...