Найти в Дзене
PsyNews

Новые доказательства теории «безумного гения».

Дали, Сальвадор
Дали, Сальвадор

Связь между художественным творчеством и психическими заболеваниями уже давно интересует людей. Но есть ли в этом какая-то правда? Недавнее исследование попыталось пролить свет на этот вопрос, изучив психическое здоровье некоторых из самых креативных умов в различных областях.

Исследование, опубликованное в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, показало, что известные художники действительно имеют более высокие показатели психических расстройств в течение жизни по сравнению с учеными и спортсменами. Это подтверждает давнюю идею о возможной связи между художественным творчеством и проблемами психического здоровья.

Теория «безумного гения», которая предполагает связь между исключительным творчеством и психическими заболеваниями, восходит к древним временам. Аристотель знаменит своим высказыванием: «Нет великого гения без примеси безумия», что перекликается с историческими примерами, такими как Винсент ван Гог и Сильвия Плат, которые были высококреативными и страдали от серьезных психических проблем.

Согласно теории, черты, которые приводят к исключительному творчеству, такие как оригинальность и дивергентное мышление, могут также предрасполагать людей к таким состояниям, как депрессия или биполярное расстройство. Хотя некоторые исследования выявили более высокие показатели психических расстройств среди творческих личностей, особенно в области искусства, эта идея остается предметом споров.

Грегори Дж. Файст, профессор Университета Сан-Хосе и один из авторов исследования, отметил важность проведенной работы: «Это очень важный вопрос, который восходит к древним грекам, и исследования по этой теме часто были противоречивыми. Поэтому требовалось более нюансированное изучение.»

Ван Гог - Едоки картофеля (1885)
Ван Гог - Едоки картофеля (1885)

Исследование проанализировало психическое здоровье 199 выдающихся личностей в трех областях: творческое искусство, творческая наука и спорт. Одна из целей заключалась в том, чтобы выяснить, можно ли объяснить связь между психическими заболеваниями и выдающимися достижениями не столько творчеством, сколько самой известностью. Чтобы проверить это, в качестве контрольной группы использовались знаменитые спортсмены, так как они, как правило, известны благодаря своим физическим достижениям, а не творчеству, но при этом обладают сопоставимым уровнем славы с художниками и учеными.

Исследователи изучили 104 художников, 68 ученых и 27 спортсменов, отобранных за их высокие достижения и наличие подробных биографий. Эти биографии, тщательно отобранные с учетом информации о личной жизни, были оцифрованы для более эффективного анализа.

Команда обученных специалистов, не знающих личностей из биографий, оценила каждую биографию на наличие признаков 19 различных психических расстройств, включая депрессию, тревожность и биполярное расстройство. Оценки проводились по трехбалльной шкале: не присутствует, вероятно, и присутствует.

Результаты показали, что художники имеют значительно более высокие показатели психических расстройств в течение жизни по сравнению с учеными и спортсменами. Почти 60% художников имели хотя бы одно психическое заболевание, и этот показатель возрастал до 83%, если учитывать случаи, где расстройство считалось «вероятным». Для сравнения, 35% ученых и 48% спортсменов страдали хотя бы одним психическим расстройством, а показатели для обеих групп увеличивались до 59%, если учитывать вероятные случаи.

Творцы, особенно писатели и визуальные художники, были более подвержены депрессии, злоупотреблению психоактивными веществами и тревожным расстройствам. С другой стороны, ученые не продемонстрировали общего повышения уровня психических расстройств.

Несмотря на эти результаты, исследование имеет свои ограничения. Одна из проблем — возможная предвзятость при отборе, так как биографии часто пишутся о людях с драматичными жизнями, что может сместить выборку в сторону тех, у кого были заметные проблемы с психическим здоровьем. Кроме того, исследование основывалось на биографической информации, а не на прямых клинических оценках, что может быть ограничено точностью исторических данных и интерпретациями биографов. Выборка также была недостаточно разнообразной, с преобладанием белых мужчин.

Иероним Босх – Страшный суд, фрагмент (1482)
Иероним Босх – Страшный суд, фрагмент (1482)

Исследователи признают, что их исследование не решает окончательно вопрос о теории «безумного гения». «Оно подтверждает лишь один аспект — более высокий уровень патологии в сфере творческого искусства, но остаются многие вопросы», — пишут они. В частности, исследование не смогло адекватно ответить на вопрос, касающийся известных творческих женщин, так как выборка была сильно мужской.

Как заключают Файст и его коллеги, хотя это исследование предоставляет ценные данные, оно также поднимает новые вопросы. Связь между психопатологией и выдающимися творческими достижениями сложна, и, вероятно, она останется предметом исследований на долгие годы.

Исследование под названием «Психопатология в мировом художественном и научном творчестве» было написано Грегори Дж. Файстом, Дэниелом Досталом и Виктором Кваном.