Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Аттестат зрелости», как образец советского аристократизма

Один из самых утончённых фильмов 1950-х годов - «Аттестат зрелости» (1954) Татьяны Лукашевич по одноимённой пьесе Лии Гераскиной. Здесь не только дебют фантастически дивного Василия Ланового, но и вся эстетика поздне-сталинской эпохи, выражавшейся не лишь в обилии колонн, балюстрад и высоких потолков, но и в изысканных речах.

Постер к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

Конечно, можно сказать, что в реальной жизни школьники начала 1950-х говорили менее красиво, но искусство – это всегда мечта об идеале. А не точный слепок времени. Хотя, в сталинскую эру приветствовался особый политес в школах. Было нечто от гимназий – благо, в 1944 году разделили мальчиков и девочек, как до революции.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Скриншот.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Скриншот.

Итак, перед нами шикарный южный город (снимали частично в Одессе, но по большей части в Керчи) и – мужская школа, где учится дивный юноша Валентин Листовский (Василий Лановой). Он – сын главного инженера завода, что …очень круто. Тогда не было словца «мажор», но оно подходит. Живёт в прекрасной квартире, а тётушка кормит его обедами. Носит великолепно сшитые пальто!

Постеры к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Постеры к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

У Валентина - внешность полубога и замашки капризного барчука. То нахамит молодой учительнице, то подведёт товарищей. Впрочем, если бы только это? Он свысока сморит на соучеников, полагая, что он – особенный. К слову, в те времена вовсю использовался нехитрый приём – персонаж с фамилией на «-ский» чаще всего бывал отрицательным героем.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

Эти фамилии роскошно звучали и смахивали на нечто польское, от шляхты. Тогда как друга Листовского зовут Женя Кузнецов – с такой фамилией надо быть правильным комсомольцем. Меж Кузнецовым и Листовским – крепкая дружба, но и это не спасает красавчика от остракизма – парня судят на комсомольском собрании, а Кузнецов ставит вопрос ребром: исключить отщепенца из рядов ВЛКСМ.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

По тем временам это был конец любого пути, особенно карьерного. Одно дело не вступить по каким-то причинам, хотя и тут придирались, считая, что человечек-то ненадёжный, чуждый, а уж когда выгоняли… Волчий билет на всю жизнь, если не удастся восстановиться. Кроме того, пострадать могли и родственники - отцу Листовского вряд ли удалось бы сохранить своё кресло.

Постер к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

Однако финал оптимистичный – заносчивый Листовский всё осознал, и ужаснувшись своему поведению, бежит в райком комсомола и там происходит серьёзная беседа, - её, к слову, нам не показывают. Лишь счастливые лица ребят, понимающих, что человек имеет право на ошибку и её исправление. Хватит уже быть Печориным и Демоном! Это - ложная установка.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

Разумеется, там и первая любовь Вика (по пьесе она Елена, Ёлочка) , сестра Жени, которая остро переживает падение своего «кумира». Она слишком принципиальна и горда. А как великолепно звучат из диалоги - юноша и девушка обращаются друг к другу исключительно на «Вы», как господа-гимназисты. Этот фильм вообще пронизан эстетством, что великолепно смотрится.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

В одном из разборов (не помню Дзен ли это или же ролик на ЮТубе) его называли «идеологизированным советским продуктом», хотя, он (продукт) в большей степени дворянский (то есть ...яростно антибуржуазный) – и Женька требует исключения Листовского подобно тому, как в старину вызывали на дуэль даже лучших друзей, если те поступали бесчестно.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Скриншот.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Скриншот.

Это именно аристократический modus vivendi, равно как и требование постоянно «быть в коллективе». Напомню, что в России всегда имелись дворянские собрания и было невозможно существовать вне общества. Людей, которых не велено принимать - вычёркивали из бытия. Посему обвинения в «совковой» (не люблю словечко, но приходится цитировать) пропаганде – мимо.

-10

Неслучайны и бесконечные отсылки к русской дворянской литературе – начиная с маскарада оканчивая сравнением Листовского – с Печориным, который был одиноким гадом среди своего круга, а Николай I, прочитав «Героя нашего времени», обозлился от самого факта, что его, николаевское время все будут принимать по тому разочарованному пoдонку.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954). Кинопоиск.ру.

Интересна и следующая деталь: опечаленный Валентин рассказывает своему брату сочинённую им сказку о ...принце, которого выгнали из комсомола. СССР с середины 1930-х воспринимал себя, как наследник всего лучшего, что бытовало в Империи – это проявлялось и во вкусах, манерах и даже в смыслах. В общем, «Аттестат зрелости» - вещь многослойная и непрямолинейная, как и почти всё советское искусство.

Zina KorZina (c)