Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Здравствуй, Москва!» - аристократическая эстетика сталинской эры

Не так давно, разбирая киносказку «Старик Хоттабыч» (1956), как образец послевоенной эстетики, я невольно вспомнила другой детский фильм - «Здравствуй, Москва!» (1945), который довольно редко освещают в блогах. А киноработа – знаковая.

Достаточно назвать имя режиссёра, чтобы понять – шедевр. Встречайте - Сергей Юткевич, классик европейского синематографа. Ещё деталь – лента «Здравствуй, Москва!» представляла советский мир на Каннском фестивале 1946 года.

Постер к фильму «Здравствуй, Москва!» (1945). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Здравствуй, Москва!» (1945). Кинопоиск.ру.

В этой ленте соединено, казалось бы, несоединимое: классическая, где-то даже избыточная роскошь сталинской эпохи - с рассказом о мальчиках и девчатах из ремесленного училища.

Из ремеслухи, как тогда говорили. Больше того – здесь есть элементы голливудского фильма-ревю, а в некоторых сценах – почти прямое «цитирование» сценических декораций стиля Ар деко.

Сценическая декорация стиля Ар деко в Голливуде - фильм-ревю «Золотоискатели» (1935). В кинокартине «Здравствуй, Москва!» (1945) было сделано нечто схожее.
Сценическая декорация стиля Ар деко в Голливуде - фильм-ревю «Золотоискатели» (1935). В кинокартине «Здравствуй, Москва!» (1945) было сделано нечто схожее.

Однако у американских ревю танцевально-вокальные фрагменты всегда привязаны к действу. А тут …барочная постановка в духе Людовика XIV. В XVII веке сюжеты прерывались балетными и оперными вставками, никак (или почти никак) не связанными с фабулой.

И это ещё не всё. Возвышенно-пафосный мотив соседствует с трагическими нотами - воспоминание о гибели пролетария-революционера и – с комической линией пьющего баяниста Брыкина.

На этой открытке изображён мальчик из ремесленного училища. Личная коллекция автора текста. Скан.
На этой открытке изображён мальчик из ремесленного училища. Личная коллекция автора текста. Скан.

Многослойность повествования – нарочита, изысканна, и фильм напоминает какую-то старинную шкатулку с секретами. Раскрываешь её, а она выдаёт новые смыслы и - неожиданные грани.

Итак, перед нами театральная ложа. Писатель (Борис Тенин) и директор училища (Иван Любезнов) беседуют об искусстве, а директор предлагает литератору создать сюжет о ремесленном училище…

Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот.
Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот.

О том хорошеньком мальчике, что в данный момент поёт со сцены песню про Москву-красавицу. У мальчика в руках – баян, имеющий тут свойство полумифического артефакта.

Ещё один важный мотив – линия баяна, которым может владеть лишь «правильный» человек. Когда-то инструмент принадлежал революционеру из паровозного депо, весёлому парню (Павел Кадочников).

Кадры из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншоты.
Кадры из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншоты.

...Фильм – динамичный и пересказывать все его повороты бесполезно, да и не надо. Это во многом комедия положений, и её можно смотреть хотя бы ради Сергея Филиппова с его «...народная песня «Кирпичики»!»

Меня в этой киноработе всегда восхищала эстетика. В те годы советскому гражданину активно внедрялась …аристократическая культура. Точнее, она была рабоче-крестьянская, но имела дворянские корни.

Открытка, отображающая настроение эпохи. Личная коллекция автора текста. Скан.
Открытка, отображающая настроение эпохи. Личная коллекция автора текста. Скан.

Дворцы культуры с колоннадой и бархатными драпировками, вазоны, плафоны... Но главное – политес. Как тут говорят! Послушайте речь пацанов из ремесленного! Это же юные князья.

Мама рассказывала, что всё это являлось реальным фоном бытия. Конечно, и жили в коммуналке, и пальтишки перешивали, но танцам обучались и в «мушкетёров» играли. Их, пролетарских детей реально подтягивали до уровня господ.

Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот. Резанов Борис Георгиевич (1914-2008) «Трудная задача».1954 год. Взято в Живом Журнале блогера-художницы kykolnik.
Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот. Резанов Борис Георгиевич (1914-2008) «Трудная задача».1954 год. Взято в Живом Журнале блогера-художницы kykolnik.

Главные герои – Таня, внучка пожилого рабочего, и Коля – парнишка из ремесленного училища – знакомятся на маскараде, и это знакомство перерастает в дружбу и (кажется) в первую любовь.

Финальный выход напоминает старинный балет на античную тему, разве что с флагами «Трудовых резервов». Лестница – в духе Версаля. Крепкие, спортивные и красивые отроки - светлое будущее всего человечества!

Постер к фильму «Здравствуй, Москва!» (1945). Кинопоиск.ру. Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот.
Постер к фильму «Здравствуй, Москва!» (1945). Кинопоиск.ру. Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!» (1945). Скриншот.

Zina KorZina (c)