История Драматического театра Восточного военного округа начинается в далекие 30-е годы ХХ века. Тогда при Ворошиловском (Уссурийском) Доме офицеров была создана театральная студия, которую возглавил выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Фирс Ефимович Шишигин.
В 1937 году приказом начальника Дома Красной Армии г. Ворошилова от 1 июля Театр Первой Краснознаменной армии получает статус профессионального драматического театра. Этот день принято считать Днём рождения театра.
История любого театра начинается с людей, которые стояли у истоков его создания. Гордостью и украшением театра были бывшие студийцы, а позднее, заслуженные артисты РСФСР: С.А. Соловьев, М.Н. Маслов, Т.Г. Миронова и другие, имена которых навсегда вошли в историю армейского театра.
Первыми спектаклями, поставленными на сцене театра 1-й Особой Краснознаменной армии, были: «Слава» В. Гусева, «Падь серебряная», «Аристократы» Н. Погодина, «Год 19-й» И. Прута, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Гроза» А. Островского, «Последние» М. Горького, которые прочно вошли тогда в репертуар театра и принесли ему широкую известность.
В 1941 году началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии, которая предъявила театру серьезные и неотложные требования. Коллектив театра должен был вложить свой вклад в дело разгрома ненавистного врага, создавая на сцене образы бесстрашных и стойких советских воинов.
В январе 1941 года, на гастроли по Дальнему Востоку приехал Сталинский Донбасский театр комедии. Вторжение гитлеровских войск на Украину и Донбасс сделали невозможным возвращение театра комедии на родину, и Донбасский театр остался на Дальнем Востоке. Артисты театра комедии, позднее заслуженные артисты РСФСР М.П. Светланов, Т.И. Ларина, А.А. Михалев и многие другие вошли в состав существующего в городе Уссурийске армейского театра. А Александр Семенович Ларский, руководивший Донбасским театром, стал художественным руководителем объединенного театра.Ал
В период Великой Отечественной войны для всех театров Советского Союза и, особенно, для театров Дальнего Востока, настали трудные дни. В зале были зрители, требующие немедленного отклика на события, потрясшие весь мир, а пьес о Великой Отечественной войне не было. Пьесы о войне «Русские люди» К. Симонова и «Фронт» А. Корнейчука появились в газете «Правда» много позднее, и, потому, в своих исканиях репертуара, театр обратился к драматургии прошлого. Именно так увидела свет рампы постановка «Шел солдат с фронта» по повести Катаева «Я сын трудового народа». Но изображение немецких оккупантов 1918 года, сделанных автором в мягко-юмористических красках, конечно, не могло удовлетворить ни театр, ни зрителей. Тогда главный режиссер театра А.С. Ларский сам пишет сценарий и ставит спектакль «Иван Голубь». Спектакль имел огромный успех. Свыше 300 выступлений выдержала пьеса. Герои пьесы – советские люди в первые дни войны. Об их мужестве и храбрости, готовности отдать все для победы над врагом рассказывала эта драма. Главную роль - Ивана Голубь, старого мастера завода, горячего патриота, - играл сам А.С. Ларский.
Много и плодотворно работал театр в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Время было горячее. Каждый день приносил неожиданные изменения в обстановке на фронтах. Терять нельзя было ни часа. Не было злободневного репертуара – он писался самими артистами; не было достаточного опыта в проведении концертов в необычных условиях – его приобретали в практической деятельности; не было хоть мало-мальски приемлемых сценических площадок – приспосабливали любое, первое попавшееся помещение. Коллектив театра, разбившись на бригады, давал по 10-15 концертов в день. На машинах, подводах, зачастую, пешком, перенося нехитрый реквизит на своих плечах; в казармах, в солдатских столовых, а в большинстве случаев, просто на открытом воздухе; в любую погоду – зимой и летом несли свое искусство армейскому зрителю артисты военного театра.
"Всегда с войсками, всегда в войсках!" – вот правило армейского театра, которому следовал и следует он все годы своего существования.
Во время боев против японских империалистов в августе 1945 года театр работал на марше, продвигаясь вглубь Маньчжурии вместе с нашими наступающими войсками, давая спектакли и концерты прямо на передовой, на наспех сколоченных площадках и импровизированных сценах. Тогда театр Приморского военного округа был первым советским театром, который увидело население Маньчжурии. Высокое мастерство артистов военного театра по достоинству было оценено жителями освобожденной Северной Кореи, Порт-Артура, где театр оказал помощь национальному китайскому театру в постановке советских пьес.
С восторгом встречали спектакли Приморского армейского театра зрители из бывших эмигрантов. В 1952 году, находясь в гастрольной поездке на Модунском полуострове, театр поставил спектакль «Порт-Артур» по пьесе А. Степанова. Спектакль игрался прямо на берегу моря при свете мощных корабельных прожекторов. Посадочными местами для зрителей служили прибрежные камни. Успех спектакля был невероятным.
В послевоенные годы театр постоянно пополнял свой репертуар произведениями, воспевающими славные дела защитников Родины. Ставились новые спектакли о гражданской и Великой Отечественной войнах. Высокой оценки были удостоены спектакли театра на Всероссийских смотрах театров. В 1957 году – «Первая конная» В.Вишневского. В 1958 году – «Метелица» В.Пановой. В 1961 году – «Василий Теркин» А. Твардовского и К. Воронкова.
Наряду с произведениями на военную тему, театр постоянно ставил на своей сцене пьесы зарубежных классиков: В. Шекспира, В. Шиллера, Мольера, А. Фредро, Лопе де Вега, А. Касона, Эдуардо де Филиппо, Кальдерона. Достойное место в репертуаре театра всегда занимала отечественная драматургия: А. Чехова, А. Островского, М. Горького, Н. Гоголя, М. Шолохова, Б. Васильева и других наших знаменитых русских классиков и соотечественников.
Более 70 спектаклей поставлено было главным режиссером театра КДВО, заслуженным артистом и деятелем искусств РСФСР А.С. Ларским на сцене театра. Его спектакли всегда становились событиями не только театральной, но и общественной жизни страны. До конца своей жизни Александр Семенович Ларский работал в театре Дальневосточного военного округа и, не случайно, военный театр тогда многие называли - «театр Ларского».
Театру всегда было чем и кем гордиться. В эти годы, наряду со старожилами театра, на сцене творили и жили в своих спектаклях: народный артист РСФСР Н.Т. Белоусов, заслуженные артисты: О.П. Демидов, И.Я. Кастель, В.А. Лютиков, Н.Н. Нельская, А.Н. Легран, В.И. Мороз, А.В. Беляев, В.Ф. Пономарева, Н.К. Орлова, С.А. Соловьев; заслуженный, а позднее, народный артист РФ О.Я. Фандера и другие замечательные артисты, чьи имена навечно остались в списках Драматического театра Восточного военного округа.
Обслуживая воинов и гражданское население, театром пройдены тысячи километров по Иркутской, Читинской, Амурской областям, Хабаровскому и Приморскому краям, Сахалинской области, Камчатки, Курильским островам, Маньчжурии, Северной Кореи, Китаю, всему необъятному Дальневосточному военному округу. Самые отдаленные воинские части, гарнизоны, погранзаставы видели спектакли своего дальневосточного армейского театра.
В 1986 году творческую деятельность Драматического театра Дальневосточного военного округа возглавил человек большого жизненного и практического опыта, неординарный и остроумный, с богатой фантазией и хорошим вкусом – Борис Александрович Светличный. Тщательно подбирая репертуар, он из всего изобилия мировой драматургии безошибочно выбирал то, что нужно театру и зрителям. Человек деятельный и увлеченный, он всегда воплощал в жизнь самые смелые идеи и начинания. Б.А. Светличного никогда не пугала серьезность темы, и потому на сцене театра им ставились такие смелые и сильные спектакли, как «…И аз воздам» Ю. Кузнецова (О последних днях императорской семьи), на постановку которого не решился более ни один провинциальный театр. Огромный резонанс получил спектакль «Баллада о десанте» по произведению Ю. Яковлева. Это была первая в стране театрализованная постановка литературных рассказов о войне в Афганистане. Успех спектакля был необыкновенным. О нем писали все газеты страны. В правдивости, достоверности происходящего на сцене никто не сомневался. Хотя в спектакле не было ничего от натурализма. Зал с замиранием следил за происходящим на сцене, пока не прозвучат последние слова, а потом взрывался аплодисментами, стоя приветствуя артистов, долго не отпуская их со сцены. За постановку этого спектакля Б.А. Светличный был награжден серебряной медалью имени народного артиста СССР А.Д. Попова. За выдающиеся заслуги в области культуры и искусства Борису Александровичу в 1997 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
К 65-летию театра Б.А. Светличный поставил спектакль по собственному сценарию о военных действиях в Чечне – «Десант» (Чечня на рубеже веков). Отряд десантников гибнет в горах. Кто за это ответит? У офицера один ответ: «Приказы не обсуждаются. Они выполняют свой воинский долг». Актеры играли так, что сидящие в зале непроизвольно чувствовали свою сопричастность к происходящему, с трудом сдерживая слезы. В ноябре 2001 года спектакль «Десант» стал лауреатом премии имени народного артиста СССР А.А. Присяжнюка. Имя А.А. Присяжнюка неразрывно связано с историей театра ДВО: свою творческую деятельность он начинал в только что созданном армейском театре в 30-е годы прошлого столетия. В 2001 году в связи с 90-летием Андрея Александровича Приморский Союз театральных деятелей проводил конкурс театральных коллективов Приморья. Тогда на конкурс театр выставил спектакль «Десант», который стал лауреатом, получил заслуженную оценку критиков.
В год 60-летия Победы над фашизмом в театре состоялась премьера спектакля «Кавказский пленник» по пьесе Н. Иванова «Зачистка». Спектакль «Кавказский пленник» - это невыдуманный рассказ о чести и мужестве, о поломанных судьбах людей, попавших в руки чеченских боевиков. Перед нами еще одна трагедия всей нашей страны, написанная боевым офицером, полковником Николаем Ивановым, более трех месяцев проведшем в чеченском плену.
В ноябре 2007 года в Москве состоялся Первый фестиваль Драматических театров Вооруженных Сил России "Звездная маска". Театр принимал в нем участие со спектаклем "Последний герой" по пьесе Александра Марданя, в постановке Бориса Светличного. С фестиваля коллектив вернулся с заслуженными наградами.
С 2007 года, после ухода на заслуженный отдых Б.А. Светличного, творческую деятельность театра Восточного военного округа возглавил Валентин Федорович Свиридов, ранее проработавший 28 лет в театре Тихоокеанского флота. С труппой театра Восточного военного округа ему уже приходилось работать, когда он не раз привлекался в театр для разовых постановок спектаклей.
В завершение 71-го театрального сезона, 22 июня 2008 года, в день памяти и скорби в театре состоялась премьера пронзительной драмы по пьесе Алексея Дударева "Рядовые" в постановке главного режиссера театра ВВО Валентина Свиридова. 25 марта 2009 года на торжественном собрании, посвященном Всероссийскому дню работников культуры, Валентину Свиридову за постановку спектакля "Рядовые" была вручена премия в номинации "Лучший спектакль 2008 года".
Не только военная тема имеет место в творчестве театра ВВО. Так 72-й театральный сезон (2008-2009 годы) открылся сразу двумя мюзиклами: "День чудесных обманов" по пьесе Р. Шеридана "Дуэнья" и "Похождения влюбленного Комара" по пьесе С. Маршака "Муха-Цокотуха". Необыкновенным успехом пользовался мюзикл "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") по пьесе А. Островского, поставленный главным режиссером к открытию 76-го театрального сезона.
Сегодня в репертуаре театра, наряду с постановками военно-патриотической тематики, спектакли по пьесам А. Островского, А. Чехова, Н. Гоголя, В. Арро, С. Белова, В. Ткачева, А. Марданя, Д. Флетчера, Р. Шарта.
В ноябре 2015 года в Центральном Академическом театре Российской Армии состоится III фестиваль Военных Драматических театров Министерства Обороны Российской Федерации. На фестиваль Драматический театр Восточного военного округа представляет спектакль "Браво, конферансье" по пьесе Григория Горина "Прощай, конферансье" в постановке главного режиссера театра Тихоокеанского флота Станислава Мальцева.
Весь 2015 год проходит под эгидой 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Администрация Уссурийского городского округа обратилась к театру Восточного военного округа с предложением организовать и провести в День Победы на центральной площади города театрализованную реконструкцию по основным этапам Великой Отечественной войны. Подготовка столь грандиозного мероприятия началась уже с начала 2015 года. перед театром стояли масштабные задачи по пошиву костюмов, изготовлению реквизита и технического оснащения. Более 700 человек было задействовано в этой грандиозной исторической ретроспективе, развернувшейся в День Победы, 9 мая на центральной площади города Уссурийска.
Театром постоянно разрабатываются и готовятся к знаменательным датам концертные программы, с которыми коллектив выезжает в воинские части, гарнизоны, на полигоны во время учений, силой искусства помогая военнослужащим получить мощную эмоциональную разрядку, достойно проходить воинскую службу по охране священных рубежей нашей Родины.
Большое внимание в театре уделяется постановкам для детей. Сказка – спектакль для всех возрастов. В этих историях: смешных и страшных, лукавых и наивных, - вся мудрость, которая передается из поколения в поколение.
Юбилейный, 75-й театральный сезон открылся премьерой спектакля "Белая гвардия" по пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных".
Главная фигура в театре – актер. Через него автор и режиссер общаются со зрителем. Именно актерским коллективом определяется жизнедеятельность театра. Во все времена театр гордился и продолжает гордиться высокопрофессиональными мастерами.
Сцена театра дала путевку в большую творческую жизнь многим артистам театра. Только с начала первого десятилетия XXI века многие артисты получили почетные звания. Очередное звание - "Народный артист Российской Федерации", - было присвоено артистам Олегу Фандере и Владимиру Тютюннику. Звание "Заслуженный артист Российской Федерации" получили: Дина Рябинина, Галина Федоткина, Тамара Савиных, Маргарита Сотникова, Михаил Руденко. Звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" присвоено директору Драматического театра Восточного военного округа Николаю Столбоушкину.
Любая постановка – это огромная работа всего коллектива театра: сценография и воплощение, бутафорский реквизит и костюмы, столярные и плотницкие работы, озвучивание и освещение. За всем этим стоят люди – одухотворенные, беспредельно любящие театр.
В театральном сезоне 2020/2021 годов на сцене театра были представлены такие премьеры, как - мюзикл «Человек-амфибия» (А. Беляев), лирическая комедия «Пришел мужчина к женщине» (С. Злотников), спектакль «Василий Теркин. Книга про бойца» (А. Твардовский), «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский). Репертуар театра регулярно пополняется спектаклями для юных зрителей, так к Новому году была показана интерактивная сказка «Волшебный посох Деда Мороза» (Е.Муравьев, В.Баскин), а к Международному дню защиты детей состоялась премьера сказки «Тайна стоптанных башмачков» (Е.Шашин, Н.Кузьминых).
1 июля 2022 года театр отпраздновал 85 лет со Дня основания.
С 1997 года руководит театром заслуженный работник культуры РФ Николай Столбоушкин. За его плечами Львовское высшее военно-политическое училище, театральный факультет Хабаровского государственного института искусства и культуры. За 25 лет деятельности кроме общего руководства Николай Константинович поставил около 20 спектаклей.
С 2015 года творческую деятельностью театра возглавляет главный режиссёр Алексей Похресный. С его приходом труппа запела. В репертуаре появились такие спектакли, как "Легенда о Тиле" (Г. Горин, страсти в стиле рок), "Орфей и Эвридика", "Сон в летнюю ночь".
Сегодня на сцене идут спектакли: "Ревизор", "Портрет Дориана Грея", "Кадриль на свежем воздухе", "Позывной Свет", "К звёздам".
1 июля 2024 театру исполнилось 87 лет и этой осенью коллектив готовится открыть 88-й театральный сезон.