Знакомый сюжет из сегодняшней жизни, не находите? Может показаться, что это вопиющее явление появилось совсем недавно, ан нет — ещё 60 лет назад режиссёр Николай Экк снял замечательную короткометражку «Мамочка и два трутня» (1963), где затронул тему нахлебничества. И не только её. Сразу оговорюсь, что фильм совсем коротенький, он вполне мог бы стать эпизодом «Фитиля», но вышел всё же как самостоятельная короткометражная лента. Зато смотрится максимально легко и воспринимается как анекдот.
Но, пожалуй, главное достоинство «Мамочки и двух трутней» — знаменитости, задействованные в съёмках.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Николай Экк в историю советского, да и мирового кино вошел как автор легендарной «Путёвки жизни» (1931) — первого советского звукового фильма. Кстати, Михаил Жаров, исполнитель одной из главных ролей, рассказывал, что ленту с самого начала снимали в том числе и для международного проката, а никакого переозвучивания в те годы не было. Так что все эпизоды картины снимались по нескольку раз, и актёры произносили реплики на разных языках (об этом подробнее здесь: https://dzen.ru/b/Zov58tNO8hiXWHyo). Но Николай Экк снял не только первый в СССР звуковой фильм, но и первый цветной. А завершил карьеру очередным экспериментом — созданием уникальной стереокартины об уникальном советском акробате без руки «Человек в зелёной перчатке» (1968), прототипом главного героя в которой был Лев Осинский, цирковой артист, потерявший руку на войне.
«Мамочка и двух трутня» — предпоследняя работа Экка, сценарий для которой режиссёр написал сам. Это сатирическая история, высмеивающая и пьянство, и тунеядство, и мошенничество. Итак, в прекрасном новом микрорайоне открылась котлетная. (Личное наблюдение: я живу в девятиэтажке того же проекта, что попала в кадр с пристройкой в виде котлетной. Правда, наш дом без пристройки).
Конечно же, в котлетной только едят, а распивать спиртные напитки, тем более принесённые с собой, запрещено. Но не всем.
Те, кто близко знаком с продавщицей Марьей Павловной и готов отдать ей стеклотару, могут под шумок и злоупотребить.
В обеденный перерыв оборотистая дама сдаёт стеклотару в приёмку, тем самым пополняя собственный бюджет и бюджет молодой семьи — сына и его жены, которые четыре года назад окончили университет (и гордо носят значки), но до сих пор бездельничают, благоденствуя за счёт маменьки.
Роль бойкой Марьи Павловны сыграла Зоя Фёдорова, посетителей котлетной, любителей не только закусить но и выпить, — Георгий Вицин, неутомимый зожник, регулярно игравших пьянчужек,
всегда обаятельный Василий Меркурьев и Михаил Шуйдин, тогда уже знаменитый клоун, напарник Юрия Никулина.
В роли сыночка Павлуши — Николай Дупак, который, отмечу справедливости ради, всё-таки внешне не тянет на недавнего студента.
Николаю Дупаку на момент съёмок чуть больше 40, хотя по сюжету — 25-26. К слову,
актёр ушел из жизни совсем недавно, в 2023 году, полгода не дожив до 102-летия (!).
Его экранной супругой Эллочкой стала Надежда Дрозд. А маленькая роль постового досталась Евгению Леонову. И удивительно, что актёр, которой тогда уже был знаменитостью всесоюзного масштаба, не постеснялся сняться в эпизодике без единого слов: профессионализм есть профессионализм.
При просмотре этого блестящего фильма складывается ощущение, что Николай Экк что-то знал о будущем. Сидящие на мамашиной шее нахлебники, выпивохи в котлетной, прикрывающие бутылки кепками (а сейчас — пакетами), чернорабочий и помощник Марьи Павловны в тюбетейке и говорящий с лёгким акцентом по имени Осман — всё это будто списано с сегодняшней реальности.
А сама короткометражка отличная, пусть и с некоторым морализаторством в финале. Рекомендую без колебаний, в том числе и из-за по-настоящему народных (не по званию, а по сути) актёров.
А у вас есть университетский значок? Мне такой,увы, не достался, хотя я окончила МГУ.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: