Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мамаша посадила себе на шею великовозрастного сынка и невестку

Знакомый сюжет из сегодняшней жизни, не находите? Может показаться, что это вопиющее явление появилось совсем недавно, ан нет — ещё 60 лет назад режиссёр Николай Экк снял замечательную короткометражку «Мамочка и два трутня» (1963), где затронул тему нахлебничества. И не только её. Сразу оговорюсь, что фильм совсем коротенький, он вполне мог бы стать эпизодом «Фитиля», но вышел всё же как самостоятельная короткометражная лента. Зато смотрится максимально легко и воспринимается как анекдот.

Но, пожалуй, главное достоинство «Мамочки и двух трутней» — знаменитости, задействованные в съёмках.
Кадр из фильма «Мамочка и два трутня»
Кадр из фильма «Мамочка и два трутня»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Николай Экк в историю советского, да и мирового кино вошел как автор легендарной «Путёвки жизни» (1931) — первого советского звукового фильма. Кстати, Михаил Жаров, исполнитель одной из главных ролей, рассказывал, что ленту с самого начала снимали в том числе и для международного проката, а никакого переозвучивания в те годы не было. Так что все эпизоды картины снимались по нескольку раз, и актёры произносили реплики на разных языках (об этом подробнее здесь: https://dzen.ru/b/Zov58tNO8hiXWHyo). Но Николай Экк снял не только первый в СССР звуковой фильм, но и первый цветной. А завершил карьеру очередным экспериментом — созданием уникальной стереокартины об уникальном советском акробате без руки «Человек в зелёной перчатке» (1968), прототипом главного героя в которой был Лев Осинский, цирковой артист, потерявший руку на войне.

«Мамочка и двух трутня» — предпоследняя работа Экка, сценарий для которой режиссёр написал сам. Это сатирическая история, высмеивающая и пьянство, и тунеядство, и мошенничество. Итак, в прекрасном новом микрорайоне открылась котлетная. (Личное наблюдение: я живу в девятиэтажке того же проекта, что попала в кадр с пристройкой в виде котлетной. Правда, наш дом без пристройки).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно же, в котлетной только едят, а распивать спиртные напитки, тем более принесённые с собой, запрещено. Но не всем.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Те, кто близко знаком с продавщицей Марьей Павловной и готов отдать ей стеклотару, могут под шумок и злоупотребить.

Кадр из фильма. Зоя Фёдорова в роли Марьи Павловны
Кадр из фильма. Зоя Фёдорова в роли Марьи Павловны
В обеденный перерыв оборотистая дама сдаёт стеклотару в приёмку, тем самым пополняя собственный бюджет и бюджет молодой семьи — сына и его жены, которые четыре года назад окончили университет (и гордо носят значки), но до сих пор бездельничают, благоденствуя за счёт маменьки.
Кадр из фильма. Георгий Вицин и Зоя Фёдорова
Кадр из фильма. Георгий Вицин и Зоя Фёдорова

Роль бойкой Марьи Павловны сыграла Зоя Фёдорова, посетителей котлетной, любителей не только закусить но и выпить, — Георгий Вицин, неутомимый зожник, регулярно игравших пьянчужек,

Кадр из фильма. Василий Меркурьев
Кадр из фильма. Василий Меркурьев

всегда обаятельный Василий Меркурьев и Михаил Шуйдин, тогда уже знаменитый клоун, напарник Юрия Никулина.

Кадр из фильма. Михаил Шуйдин
Кадр из фильма. Михаил Шуйдин

В роли сыночка Павлуши — Николай Дупак, который, отмечу справедливости ради, всё-таки внешне не тянет на недавнего студента.

Кадр из фильма. Николай Дупак
Кадр из фильма. Николай Дупак

Николаю Дупаку на момент съёмок чуть больше 40, хотя по сюжету — 25-26. К слову,

актёр ушел из жизни совсем недавно, в 2023 году, полгода не дожив до 102-летия (!).
Кадр из фильма. Надежда Дрозд
Кадр из фильма. Надежда Дрозд

Его экранной супругой Эллочкой стала Надежда Дрозд. А маленькая роль постового досталась Евгению Леонову. И удивительно, что актёр, которой тогда уже был знаменитостью всесоюзного масштаба, не постеснялся сняться в эпизодике без единого слов: профессионализм есть профессионализм.

Кадр из фильма. Евгений Леонов
Кадр из фильма. Евгений Леонов

При просмотре этого блестящего фильма складывается ощущение, что Николай Экк что-то знал о будущем. Сидящие на мамашиной шее нахлебники, выпивохи в котлетной, прикрывающие бутылки кепками (а сейчас — пакетами), чернорабочий и помощник Марьи Павловны в тюбетейке и говорящий с лёгким акцентом по имени Осман — всё это будто списано с сегодняшней реальности.

Кадр из фильма. Тот самый Османчик. Фамилию исполнителя не удалось найти
Кадр из фильма. Тот самый Османчик. Фамилию исполнителя не удалось найти

А сама короткометражка отличная, пусть и с некоторым морализаторством в финале. Рекомендую без колебаний, в том числе и из-за по-настоящему народных (не по званию, а по сути) актёров.

А у вас есть университетский значок? Мне такой,увы, не достался, хотя я окончила МГУ.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: