Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Первые советские фильмы (звуковой, цветной, широкоэкранный)

Оглавление

Вы знаете, кто стал героем первого российского кинофильма? Это был бунтовщик Степан Разин. Короткометражку «Понизовская вольница» (или же «Стенька Разин») показали в октябре 1908 года. Её сняли в киноателье в Санкт-Петербурге под руководством Александра Дранкова, фотографа, а потом и кинооператора. А вот первый советский фильм – это вовсе не «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, как сказали бы многие. «Броненосец» вышел в 1925, опередил его, как ни странно, фантастическая лента «Аэлита», снятая в 1924. Собственно, немая чёрно-белая «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова с Юлией Солнцевой в главной роли, идущая почти два часа, и стала первым советским фильмом. А ещё в советском кинематографе было много чего первого.

Первый звуковой советский фильм

Соединить звук с изображением пытались ещё на заре кинематографа, но лишь в двадцатые годы прошлого века, когда техника развилась в достаточной мере, стало возможным сопровождать картинку на экране звуком. В СССР этим занимались изобретатели Александр Шорин и Павел Тагер. И вот в октябре 1929 года в Ленинграде открылся первый экспериментальный звуковой кинотеатр. Поначалу там демонстрировали записи концертов, а потом вышли картины «Земля жаждет» и «Одна».

«Земля жаждет» (1931) сначала создали немым, но в 1931 году добавили шумы и музыку, так что некое звуковое сопровождение в нём было, хотя полноценным его не назвать. Похожая история случилась и с фильмом «Одна» (1931): в первой версии он был немым, но потом в него добавили звук. В ленте было всего несколько реплик, которые произносила главная героиня, тем не менее, он считался звуковым. Стоит отметить, что здесь пробовал себя в качестве актёра Сергей Герасимов, а ещё на экране можно увидеть Янину Жеймо.

Но всё-таки «Земля жаждет» и «Одна» - это лишь предвестники звукового советского кино, а первым по-настоящему звуковым советским фильмом стала «Путёвка в жизнь», вышедшая летом 1931 года.

Кадр из фильма «Путёвка в жизнь»
Кадр из фильма «Путёвка в жизнь»

Первый цветной советский фильм

Над созданием картин в цвете киношники тоже думали давно. В СССР эксперименты начались в тридцатые, когда на «Ленфильме» организовали сектор цветного кино. Принцип съёмки позаимствовали у фотографии: снимали на одну плёнку через три последовательно сменявшихся фильтра красного, зелёного и синего цветов. Но из-за этого при проецировании на экран вокруг изображения появлялся цветной ореол. Тогда кинематографисты придумали другой способ, при котором с трёх цветоделённых негативов печатали окончательное позитивное изображение. А ещё более продвинутым стал способ бипак, когда съёмка велась на две сложенные вместе плёнки. Именно так и была снята драма «Груня Корнакова» (она же «Соловей-Соловушко») в 1936 году. Изображение было двуцветным и по нынешним временам очень простым, но для того времени это был фурор.

Кадр из фильма «Груня Корнакова»
Кадр из фильма «Груня Корнакова»

Первый широкоэкранный советский фильм

В послевоенные годы техника снова начала активно развиваться, тогда же заговорили о панорамной съёмке и панорамной проекции кинокартин. При обычной съёмке действие снимается одной камерой и демонстрируется через один проектор, при панорамной используется три камеры и три проектора. Конечно же, для этого требуется куда больше оборудования и куда более мощная техника, в том числе и в кинотеатрах. Главный минус таких фильмов – заметность стыков (пусть и изредка), и именно поэтому панорамное кино не стало так популярным. А вот альтернатива в виде широкоэкранного кино пришлась по вкусу зрителям. Оно снимается одной камерой, оборудованной насадкой, сужающей кадр, а демонстрируется на широком экране одним проектор, расширяющим изображение. В результате и создаётся эффект присутствия. Ну а первый советский фильм, который шёл на широком экране, - это сказка Александра Птушко «Илья Муромец» (1956).

Кадр из фильма «Илья Муромец»
Кадр из фильма «Илья Муромец»

Первый широкоформатный советский фильм

Широкоформатное кино – ещё один шаг вперёд. В нём также есть большой экран, но эффект присутствия усиливается за счёт стереозвука. Съёмка таких картин ведётся единственной камерой, но на более широкой плёнке, а звук записывается отдельно. При показе фильма динамики устанавливаются в кинозале, что способствует большему включению зрителей в действие. Первый широкоформатный советский фильм вышел в 1961 году, это была «Повесть пламенных лет». Кстати, сняла военную драму женщина, режиссёр Юлия Солнцева, супруга Александра Довженко.

Кадр из фильма «Повесть пламенных лет»
Кадр из фильма «Повесть пламенных лет»

А вы смотрели эти фильмы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-5